Оживление сельского хозяйства и ремесла во второй половине XIII— начале XIV
века послужило определенным толчком к духовному возрождению Мавераннахра и
Хорезма. В этот период возрождается культура и искусство, особенно отрасли,
непосредственно связанные со строительным делом и архитектурой. Это майолика,
мозаика, художественная резьба по ганчу и дереву, а также архитектурная
каллиграфия и т. д. В крупных городах воздвигают монументальные здания: мечети,
медресе, ханака, мавзолеи, минареты и дворцы. Некоторые из памятников
архитектуры XIII—XIV веков, такие, как мавзолеи Сайфиддина Бохарзи и
Баянкулихана в Бухаре, основная часть комплекса мавзолея Кусама ибн Аббаса в
Самарканде, а также мавзолеи Наджмиддина Кубра и Турабек-ханум, сохранились до
наших дней.
В середине XIII века в некоторых ремесленных и торговых центрах возрождается
наука и просвещение. В это время в Бухаре были выстроены два известных медресе:
Масудийа и Ханийа, в каждом из них обучалось до тысячи слушателей.
На тех землях Востока, куда не докатилось монгольское нашествие, развивались
науки и литература. В этот период жили и творили такие известные поэты, как
Джалалиддин Руми, Саади Ширази, Амир Хосров Дехлеви и другие.
Джалалиддин Руми (1207—1272) является одним из крупнейших поэтов-суфиев. Им
была написана знаменитая поэма "Назидательные двустишья", в которой он изложил
основы суфийской философии.
Другим известным поэтом и большим мастером прозы этого времени был Саади
Ширази (1219—1293). Наряду с широко известными произведениями Тулистан" и "Бустан",
Саади написал множество стихов. В поэзии он совершенствовал дидактический жанр.
В своих произведениях поэт выражал гуманистические взгляды, проповедовал любовь
к родной земле, осуждал тиранию, призывал правителей уважать и ценить простых
людей, порицал стяжательство и стремление к роскоши.
Отец Амира Хосрова Дехлеви (1253—1325) был родом из Кеша. Во время нашествия
Чингизхана он был вынужден бежать из Мавераннахра в Индию. Дехлеви родился в
Северной Индии и стал известным поэтом и музыковедом. Дехлеви вслед за великим
Низами создал собственную. "Хамсу" (Пятерицу). Его перу также принадлежат такие
эпические произведения, как "Ключ побед" и "Девять небесных сфер". Произведения
Дехлеви представляют не только большую литературную ценность, но имеют также
огромное историческое значение.
В этот период были написаны такие ценнейшие исторические сочинения, как "Табакати
Насири" Абу Омара Джузджани и "Тарих Джахан-гушай" (История завоевателя мира)
Ата Малика Джувейни, посвященные истории завоевательных походов Чингизхана и
монгольского владычества. Произведение "Джамиат таворих" (Собрание историй)
известного средневекового историка Фазлаллаха Рашидиддина академик В.В.Бартольд
оценил как первую серьезную попытку составления всемирной истории в
средневековье.
В этот период в Хорезме стала развиваться литература на тюркском языке,
известная под названием "чигатайская литература". Вновь в центре Хорезма — в
Ургенче собираются ученые, мыслители, зодчие и художники, которые внесли большой
вклад в развитие науки и культуры.