Известно, что эфталиты политически объединяли многие народы и народности, и
поэтому в стране бок о бок проживали люди разных вероисповеданий. Если в Согде
был широко распространен зороастризм, то в Тохаристане и Восточном Туркестане, в
основном, исповедовался буддизм. В центральных городах существовали
несторианские (христианские) и еврейские общины. В некоторых областях
распространялись даже манихейство и учение Маздака. Зороастрийцы Средней Азии
поклонялись и местному пантеону божеств — Анахите, Митре, Сиявушу и Хубби. В
день Навруза зороастрийцы Бухары на могиле Сиявуша приносили жертву — резали
петуха.
Жители оазисов и кочевники-скотоводы, имевшие различные традиции и
вероисповедания и географически отдаленные друг от друга, говорили на различных
языках. Среди скотоводов был широко распространен тюркский язык, оседлая часть
населения говорила на согдийском, т.е. самаркандском языке. В этот период
согдийский язык и письменность через Семиречье и Фергану достигла Восточного
Туркестана и оттуда — границ Китая. В V—VI веках, кроме согдийской письменности
и ее самаркандского варианта, были распространены хорезмийская и эфталитская
письменности. Эфталитская письменность возникла на основе бактрийской. По словам
китайского путешественника Сюань Цзяня, эфталитский алфавит состоял из 25 букв.
Писали слева направо.
В этот период наряду с экономическими расширяются и культурные связи
государства эфталитов с соседями — Китаем, Индией и Ираном. В V веке
среднеазиатские мастера по изготовлению изделий из цветного стекла обучают
китайских стеклодувов этому ремеслу. Среднеазиатское стекло по своему цвету,
яркости и прозрачности стояло выше византийского. Императоры Китая при убранстве
своих дворцов использовали цветное стекло, привезенное из Средней Азии.
Таким образом, в этот период культурные традиции населения Средней Азии
переплелись с традициями соседних государств — Китая, сасанидского Ирана, Индии,
формируя раннесредневековую культуру населявших эту территорию народов.