Стремление монголов к непосредственному управлению Мавераннахром привело к
оседанию некоторых кочевых скотоводческих родов в Мавераннахре. В XIV веке
противоречия между чагатайскими ханами — сторонниками упрочения связей с
земледельческими областями, и военно-кочевой аристократией, желавшей сохранить
кочевнические традиции, еще более обострились. Первым среди чагатайских
правителей, кто окончательно перенес свою ставку в Мавераннахр, был чагатайский
хан Кебек (1318—1326). В пятнадцати километрах от Нахшеба он выстроил себе
дворец — "Карши". Впоследствии вокруг этого дворца вырос целый город. Чтобы
упорядочить системы государственного управления и денежного обращения, Кебек в
1321 году провел денежную, а затем административную реформу.
Крупная серебряная монета весом более восьми граммов считалась динаром, а
дирхемы стали медными. Серебряный кебек-динар равнялся шести дирхемам. Основная
часть этих монет двух достоинств выпускалась на монетных дворах Самарканда и
Бухары. Денежная реформа Кебека создала благоприятные условия как для
внутренней, так и для внешней торговли. Поэтому выпуск подобных монет (кебек-динаров)
продолжался и при преемниках Кебека.
Административная же реформа Кебека, хотя и не упразднила местные княжества с
их владетелями, но определенное влияние на жизнь Чагатайского улуса оказала.
Теперь земледельческие оазисы Мавераннахра были разделены на административные
единицы — туманы, управляемые военными чинами монгольских родов, пришедших в
Мавераннахр с ханом. Каждый туман, при необходимости, должен был выставить 10
тысяч воинов.
По оценке историков, реформа Кебека была прогрессивным шагом, сыгравшим
положительную роль в развитии средневековой государственности Мавераннахра, и
оседлым населением была поддержана. Однако большая часть военно-кочевой знати
монголов отнеслась к ней враждебно и боролась за возрождение кочевых традиций.
Тем не менее, благодаря сближению с оседло-земледельческим населением, стало
заметным его культурное влияние на монголов. Это касалось языка, обычаев и быта.
Монголы тоже стали заниматься земледелием. Не прошло и столетия, как джалаиры и
барласы стали мало отличаться от местных тюрков. Преемник Кебека — его брат
Тармаширин (1326—1334) продолжил политику предшественника. Он еще больше
склонялся к традициям оседлой жизни и был истым мусульманином. При нем ислам
стал официальной религией Чагатайского государства. Ибн Баттута в 1333 г. видел
Тармаширина на утренней молитве в мечети.