Для управления завоеванными областями монгольская власть привлекла тех
представителей местной власти и мусульманских купцов, которые перешли на сторону
монголов.
В 20 годах XIII века территория Мавераннахра, Семиречья и Восточного Туркестана, выделенная
Чингизханом сыну Чагатаю, впоследствии стала называться по имени ее обладателя
Чагатайским улусом (владением Чагатая). По данным письменных источников, он
простирался от страны уйгуров до Самарканда и от Алтайских гор до берегов
Амударьи. Орда Чигатайского улуса находилась на берегу реки Или. Это феодальное владение просуществовало до 40-х годов XIV века. Однако
власть правителя улуса была номинальной, фактически им владел великий каган. Чингизхан, а затем его наследник Угэдэй
передали управление Мавераннахром и Хорезмом на откуп Махмуду Ялавачу,
крупнейшему купцу и ростовщику. Своей резиденцией Махмуд избрал Ходженд. Глава улуса — Чагатай
не вмешивался в дела управления, довольствуясь регулярным получением доходов. Потому монгольские правители до 20-х
годов XIV века в Мавераннахре не имели постоянной ставки.
После подавления восстания Махмуда Тараби, в том же 1238 году откупщик
Мавераннахра Ялавач был смещен со своей должности. Он уехал в Каракорум к
великому кагану Угэдэю. Каган назначил его губернатором Пекина. Откупщиком в
Чагатайском улусе стал сын Ялавача Маъсудбек, который продолжал политику своего
отца. Он управлял Мавераннахром в качестве наместника Чингизидов до конца своей
жизни (1289). Однако после смерти Чагатая (1242) улус попал в полную зависимость
от Каракорума.
Махмуд Ялавач ввел в систему управления монгольскую должность баскака
(военный надзиратель), в остальном же она оставалась прежней. Местные власти —
садры, малики — остались на своих местах и продолжали играть в местном
управлении ту же роль, что и до завоевания. Местная аристократия, стараясь
сохранить свою собственность и социальные привилегии, добровольно пошла в
услужение к завоевателям. Таким образом, крупные землевладельцы, купцы и
духовенство очень быстро превратились в опору захватчиков. И те, в свою очередь,
покровительствовали им.