В начальный период существования государства эфталитов, несмотря на некоторый
упадок городов, ремесленное производство оставалось на высоком уровне.
Традиционно оно стало развиваться в городах нового типа, вырастающих из посадов
при замках-усадьбах, где наблюдался интенсивный подъем различных ремесел:
гончарного, ювелирного, оружейного, шорного, ткачества и даже производства
цветного стекла, вывозившегося из Средней Азии в Китай. Стрелы и луки,
изготовленные в Чаче (Ташкент) были известны всему Востоку под названием камани
чачи (чаче кий лук).
Будучи хозяевами Шелкового пути и владея торговыми портами на Гирканском
(Каспийском) море, эфталиты принимали активное участие в международной торговле.
Они торговали с Китаем, Ираном, Индией и Византией. Как и раньше, посредниками в
торговле между Китаем и Византией были преимущественно согдийцы. На роль
посредника в этой караванной торговле претендовал и сасанидский Иран. Как
свидетельствуют письменные источники главными предметами торговли были шелк,
шелковые ткани, пряности, драгоценные камни, краски. Из Средней Азии в Китай и
Византию, наряду с золотом, серебром, рубинами из Бадахшана вывозились цветное
стекло и изделия из него, различные фрукты хлопчатобумажные ткани, каракуль и
породистые скакуны.
С развитием мировой торговли эфталиты, вероятно, нуждались в большом
количестве денег. В этот период во внешней и внутренней торговле широкое
распространение получили сасанидские монеты — драхмы V века, чеканенные
Варахраном V и Перозом. Возможно, что в это время в казне государства эфталитов
накопилось большое количество серебряных драхм Ирана, полученных в виде выкупа и
ежегодной дани. Выпускали эфталиты свою монету, подражающую серебряным монетам
Варахрана V. Кроме того, во внутренней торговле были в обращении мелкие медные
монеты чекана правителей Бухары, Пайкенда, Нахшеба, Самарканда и Хорезма. Это
свидетельствует о возрастании роли местных правителей в общественно-политической
и экономической жизни страны.
По свидетельству византийского историка VI века Прокопия эфталиты имеют
законную государственность, возглавляемую царем с абсолютной властью. В
отношениях с соседними государствами и между собой они соблюдают справедливость
ничуть не хуже ромеев (византийцев) и персов.
У эфталитов существовало сильное социальное и имущественное неравенство. А их
законы предусматривали жестокие наказания за совершенные преступления. Так, за
воровство отрубали голову, а краденое имущество возмещалось в десятикратном
размере. В своей внешней политике эфталиты опирались на военную силу, основу
которой составляли всадники, вооруженные палицами и мечами. Это были меткие
стрелки и храбрые воины.
Образование государства эфталитов оказало сначала отрицательное влияние на
культурную жизнь местного оседлого населения. С притоком скотоводов-кочевников и
оседанием части их вокруг земледельческих оазисов были разорены возделанные
районы Хорезма, Бухарской и Нахшебской областей, граничащих с широкими степными
просторами. Опустела большая часть сельских поселений и городов. Некоторые
районы были превращены кочевниками в пастбища. Часть оседлого населения Хорезма
оставила родные края и обосновалась в Зарафшанской долине.