Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Формирование узбекского народа
 

Проникновение с VIII века в Среднюю Азию арабских и аджамских народностей не оказало сильного влияния на этнические процессы региона. Хотя в этот период в этническом составе и произошли некоторые изменения, оседлое и полуоседлое тюркоязычное население Мавераннахра, согдийцы и коренные жители Хорезма оставались на своих территориях, и жили под властью арабских правителей.

С формированием в IX веке в Мавераннахре узбекского народа создавался цельный тюркский слой и среда живого тюркского языка и, в свою очередь, начался стремительный процесс тюркизации согдийцев и других местных этносов. В этот период в Мавераннахре и Хорезме тюркский этнический слой является сильной этнической основой, большинство которой составляют оседлые тюркские этносы.

В Мавераннахре и Хорезме при караханидах, в связи с переходом политической власти к тюркским династиям, происходившие этнические процессы явились завершающим этапом в формировании узбекского народа. Именно в этот период складывались этнические факторы, такие как, территориальная, культурно-просветительная общность, свойственная узбекскому народу, осознавание своей этнической сущности, этническая сплоченность в пределах государства и общность религии. В это время установился язык всего узбекского народа. Словом, созревает и складывается большинство этнических признаков, имеющее важное значение в формировании народа.

Сложная политическая обстановка в Средней Азии, сложившаяся в результате завоевания Арабским халифатом Ирана, Хорасана и Мавераннахра, с одной стороны, объединила местное население, боровшееся против захватчиков. С другой стороны, население Ирана, говорившее на фарси, приняло мусульманство, участвовало в военных походах халифата и было вынуждено пропагандировать ислам. В результате, наряду с приходом в Хорасан и Мавераннахр арабского языка и исламской религии, среди местного населения усилилось идеолого-практическое значение языка фарси. Здесь, несколько изменившись под влиянием говоров местного населения, язык получил название фарсидари. Постепенно развиваясь, этот язык вытеснил из общения согдийский. Процесс особенно усилился, когда в Мавераннахре и Хорасане образовалось независимое государство Саманидов и фарсидари стал государственным языком. В результате на основе фарсидари стал формироваться литературный язык, появилась художественная литература. Как известно по источникам, часть населения Мавераннахра и Хорасана, говорившая на фарсидари, с XI века стали называть себя "този", то есть "таджик".

В XI веке с образованием государства Караханидов ускорился процесс объединения и переход к оседлой жизни карлуков, огузов, чигилей, ягма и других тюркских племен с тюркоязычным населением, жившим в Шаше, Фергане и других областях Мавераннахра. Происходило освоение богатой практики и традиций земледельческой и городской культуры. Появилась художественная литература, основанная на письменном тюркском языке и устном народном творчестве. В результате тюркоязычное население стало преобладать в Мавераннахре и Хорезме.

Таким образом, благодаря этническим процессам, продолжавшимся в сверхсложной политической обстановке, в Мавераннахре, Хорасане и Хорезме в IX—XII веках формировались узбекский и таджикский народы. Несмотря на то, что названия этих родственных народов появились гораздо позже, носители их были прямыми потомками древнего земледельческого населения Турана, говорившего на двух языках. Совместное проживание на протяжении веков, интенсивные взаимные экономические и культурные отношения, объединенная борьба против внешних врагов привели к их этническому и языковому сплетению и смешению. Эти народы создавали совместно материальные и духовные ценности в области обычаев, традиций, одежды, домашней утвари, музыки, художественной литературы. Их древнее культурное наследие влилось весомым вкладом в мировую сокровищницу культуры.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru