В XVII — первой половине XVIII века высокое развитие в Бухарском ханстве получила литература. В
литературной среде важное место занимает имя Бедила (Мирза
Абдулкадыр — 1644-1721). Он из Кеша (Шахрисабза), представитель тюркского
племени барлос, много раз бывал в Индии, умер в Дели. Бедил выразил свои
философские взгляды о свободе человека и его мышлении в стихотворных и
прозаических произведениях. Он оставил более 120 тысяч строк своих сочинений.
Его крупное произведение «Турт унсур» написано в прозе, в нем нашли отражение
мысли о сущности воздуха, воды, земли и огня, а также о происхождении человека,
растений и животных.
В поэме «Ирфон» Бедил раскрыл разные вопросы философии, истории и теологии. По
его мнению, мир вечен и изменчив, находится в постоянном движении. В своих
стихах осуждает несправедливость, насилие в обществе. Большинство произведений
Бедила вошли в его 16-томный сборник «Куллият» (Бомбей, 1882). В Туркестане он
известен под именем «Абдулмаъони» («Отец смысла»). .
Сайидо Насафи (настоящее имя Мирабид — 1637-1710) сам занимался
ткачеством, но писал и стихи. В его стихотворениях выразилось недовольство
неравенством в обществе. Он писал о представителях 212 профессий и
возвеличивал труд, ремесло. В аллегорическом произведении «Бахорият»
(«Хайвонотнома»), в газелях речь идет об общественно-политической жизни того
времени.
Турди (XVII век) — поэт, известный своими сатирическими стихами.
Его наследие состоит из 18 стихотворений, 12 из них — в жанре газели, 5 — в
жанре мухаммаса (пятистишие). Всего 434 строки, и 165 из них составляет сатира о
Субханкулихане «Субханкулихан тугрисида хатвия» (1619). Его стихи, пронизанные
учением суфизма, прекрасны в художественном смысле и имеют глубокое философское
содержание. Обращаясь к правящим бекам, призывает их быть справедливыми.
Суфи Аллаяр (1644-1724) — ученый-теолог и поэт. Он поднялся до
титула шейха, получил звание «вали-уллох» (предсказатель). Создал произведения
«Такводорлар маслаги», «Орифлар муроди» на языке фарси, «Ожизлар саботи» и
«Нажод тантанаси» на тюркском языке. Его книга «Такводорлар маслаги» («Маслак
ул-мутта-кин») состоит из 12 тысяч бейтов, 135 глав, является прекрасным
образцом узбекской философской литературы, где религиозное просвещение раскрыто
в художественном стиле. Эта книга изучалась в школах и медресе в качестве
учебника.
Литературу Бухарского ханства обогатили своими произведениями и такие яркие ее представители, как
Машраб (Боборахим Мулла Вали оглы), Ходжа Самандар Термези,
Мутприби, Малехо Самарканди, Мулла Садык Самарканди. Искусство
каллиграфии, миниатюры, живописи, дизайна книг продолжало развиваться. Книга
Шарафиддина Али Язди «Зафарнома», переписанная в 1624 году в
Самарканде, является великолепным образцом книжного искусства того времени.
Народное творчество проявилось в песнях, сказках, выступлениях
маскарабозов-кизикчи и аскиячи. В музыкальном искусстве исполнители на разных
народных инструментах веселили людей мелодиями и песнями.