Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Школьное образование и медресе в Бухарском ханстве при Аштарханидах
 

В XVII—XVIII веках в городах и кишлаках функционировало много школ. Девочки и мальчики учились в отдельных школах. Мужские школы располагались в мечетях, медресе, при предприятиях или в частных домах учителей, а учителями были имамы, образованные люди, окончившие медресе. Их звали «домла». Женские школы открывались в частных домах, где девочек учили женщины-учительницы: отинойи, отинбиби, бибихалифа или бибиотин.

Затраты школ и заработная плата учителей компенсировалась за счет средств, поступающих от вакфа и оплаты родителями за учебу. Сироты обучались бесплатно. Дети принимались в школу с 6-7 лет и учились 5-8 лет. Вначале они обучались грамоте — чтению и письму, затем занимались по книге «Хафтияк» (одна седьмая часть Корана). На уроках математики проходили счет, математические действия. Изучали произведения Навои, Фазули, Бедила, Машраба, Хафиза Ширази и Суфи Аллаяра, а также книгу «Чоркитоб». В женских школах, кроме обучения, больше времени отводилось домоводству, гигиене, кулинарии, нравственному воспитанию.

Дети переходили к письму только после того, когда полностью научились читать. Письменные работы проводились по таким видам, как списывание, составление разных справок и бумаг, сочинения. В школах не было экзаменов, выпускные аттестаты не выдавались. Свидетельством тому, что ребенок окончил школу, было то, что он умел читать, писать и считать.

Медресе считалось средним и высшим учебным заведением. Сюда принимались окончившие школу. Обучение в медресе продолжалось 7-12 лет, в зависимости от подготовки отдельного ученика. В городах Бухарского ханства было более 150 медресе. В них обучались по книгам на арабском языке и языке фарси. Мударрисы комментировали их на тюркском. Сначала учились по пособию «Аввали илм». Затем — по грамматике арабского языка. Курс правоведения («фикх») был обязательным.

В медресе из общеобразовательных дисциплин изучали астрономию, геометрию, медицину, химию, историю, географию, литературу, стихотворный размер «аруз», основы архитектуры, чистописание, музыку, этику, ораторское искусство. От студентов медресе требовалось знать работы Имама аль-Бухари, Абу Мансура Мотуриди, Бурханитдина Марчинони — в общей сложности 137 учебников и пособий.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru