В XVII—XVIII веках в городах и кишлаках функционировало много школ. Девочки и
мальчики учились в отдельных школах. Мужские школы располагались в мечетях,
медресе, при предприятиях или в частных домах учителей, а учителями были имамы,
образованные люди, окончившие медресе. Их звали «домла». Женские школы
открывались в частных домах, где девочек учили женщины-учительницы: отинойи,
отинбиби, бибихалифа или бибиотин.
Затраты школ и заработная плата учителей компенсировалась за счет средств,
поступающих от вакфа и оплаты родителями за учебу. Сироты обучались бесплатно.
Дети принимались в школу с 6-7 лет и учились 5-8 лет. Вначале они обучались
грамоте — чтению и письму, затем занимались по книге «Хафтияк» (одна седьмая
часть Корана). На уроках математики проходили счет, математические действия.
Изучали произведения Навои, Фазули, Бедила, Машраба, Хафиза Ширази и Суфи
Аллаяра, а также книгу «Чоркитоб». В женских школах, кроме обучения, больше
времени отводилось домоводству, гигиене, кулинарии, нравственному воспитанию.
Дети переходили к письму только после того, когда полностью научились читать.
Письменные работы проводились по таким видам, как списывание, составление
разных справок и бумаг, сочинения. В школах не было экзаменов, выпускные
аттестаты не выдавались. Свидетельством тому, что ребенок окончил школу, было
то, что он умел читать, писать и считать.
Медресе считалось средним и высшим учебным заведением. Сюда принимались
окончившие школу. Обучение в медресе продолжалось 7-12 лет, в зависимости от
подготовки отдельного ученика. В городах Бухарского ханства было более 150
медресе. В них обучались по книгам на арабском языке и языке фарси. Мударрисы
комментировали их на тюркском. Сначала учились по пособию «Аввали илм». Затем —
по грамматике арабского языка. Курс правоведения («фикх») был обязательным.
В медресе из общеобразовательных дисциплин изучали астрономию, геометрию,
медицину, химию, историю, географию, литературу, стихотворный размер «аруз»,
основы архитектуры, чистописание, музыку, этику, ораторское искусство. От
студентов медресе требовалось знать работы Имама аль-Бухари, Абу Мансура
Мотуриди, Бурханитдина Марчинони — в общей сложности 137 учебников и пособий.