После завоевания Шейбанидами Мавераннахра и Хорасана на территорию нынешнего
Узбекистана переселились тюркские племена, называющие себя узбеками, ранее жившие в Дашти-Кипчаке.
Это повлияло на этнический состав населения. Тюркские
этнические группировки с давних времен проживали не только на этой земле, но и
на восточной и северной широте, в т. ч. и в Дашти-Кипчаке. Нынешние узбеки и
каракалпаки издавна проживали на этой земле. Но их тогда не называли узбеками и
каракалпаками. Монголы, захватившие в XIII в. Дашти-Кипчак, полностью
ассимилировались с тюркскими племенами.
Этнические перемены на территории нынешнего Узбекистана происходили без внешних
интервенций. Такие перемены связаны с постепенным объединением тюркских народов,
которые были соединены родственными узами. Конечно, между узбекскими племенами,
проживающими в Дашти-Кипчаке, и народами Мавераннахра и Хорасана не всегда были
постоянные связи и хорошие отношения. Их разделяли огромное расстояние и степи.
Это послужило причиной различия в быте, ремеслах, обычаях и привычках. К тому
же кочевое население Дашти-Кипчака занималось животноводством и овцеводством на
обширных пастбищах. В отличие от них население Мавераннахра долгие века
постоянно проживало на одной территории.
Переселившиеся из Дашти-Кипчака такие народности, как мангыты, кунграты,
найманы, уйгуры, дурмены, кенегесы, юзы, минги, бахрины и другие естественно
сблизились с местным населением. Адаптируясь к оседлой жизни, они заимствовали
образ жизни и обычаи родственных народов.
По сведениям исторических
источников, 92 узбекских племени расселились не только на территории
современного Узбекистана, но и по всей Средней Азии. В эти 92 узбекских
племени входили местное население и этнические группы, жившие во второй половине
I тыс. до н. э. В I тыс. н. э. во времена монгольского ига и при правлении
Шейбанидов древние этнические группы Средней Азии, такие как чигил, ягма, усун,
тухси, халач, кипчаки и туркмены также вошли в состав 92 узбекских племен.
О термине «узбек». В науке истории Узбекистана пока не существует единого
мнения о термине «узбек». Некоторые ученые считают, что он относится к той
части тюркско-монгольских племен, кочевавших в Дашти-Кипчаке, которые называли
себя «узбеками», что означало «сам себе бек, хозяин», другие связывают этноним
«узбек» с именем правителя Золотой Орды Узбекханом (XIV в.). Другая группа
ученых придерживается мнения, что «узбеками» называли тюркско-монгольские
племена, проживавшие в Ок Орде (восточная часть Дашти-Кипчака). Имеется мнение,
что термин «узбек» произошел от рода «оз», из состава племен огуз.
Однако исторически несправедливо будет называть «узбеками» в современном
понимании этого слова племена с этим названием, жившие в Дашти-Кипчаке и
переселившиеся в Междуречье. После завоевания Мавераннахра этими племенами под
предводительством Шейбанихана весь древний народ этой земли — и завоеватели, и
местное население — стал называться «узбеками». Таким образом, термин «узбек»
превратился в общее название населения Мавераннахра.
Народы, жившие на единой исторической земле стали собственностью трех
государств, образованных на месте государства Темуридов в начале XVI века —
Бухарского и Хивинского ханств, а в начале XVIII века — Кокандского ханства.
Однако это не смогло серьезно повлиять на единство узбекского народа. Между
населением этих государств была постоянная этническая, экономическая и
культурная связь.