Чтобы положить конец политической раздробленности, в Бухарском ханстве необходимо было
восстановить и усилить центральную власть. Этого нельзя было достичь
без кровопролитной борьбы. В этой ситуации на политическую арену выходит сын
шейбанида Султана Искандерхана, правитель Мианкаля Абдуллахан (1534-1598).
Большую поддержку Абдуллахану в этой борьбе оказал влиятельный шейх Мухаммад
Ислам (1493-1563), живший в селении Джуйбар близ Бухары. Мухаммад Ислам и его
потомки по отцовской линии являлись потомками пророка Мухаммеда, а по
материнской линии — Чингизхана и Джучихана. Благодаря высокому происхождению и
влиянию в среде суфистов, джуйбарские шейхи занимали высокие государственные
посты со времен Саманидов. Во второй половине XVI века шейх Мухаммад Ислам, а
затем его сын шейх Абубакр Саид занимали в Бухаре пост шейх-ул-ислама.
В 1556 году при поддержке Мухаммада Ислама Абдуллахану удалось занять
бухарский трон. Мухаммад Ислам от имени Аллаха дал согласие действиям
Абдуллахана. Хотя формально он объявил ханом сначала дядю Пирмухаммада,
правителя Балха и Бадахшана, позже отца Искандерхана, государственные же дела
вел сам Абдуллахан II.
Вся эпоха правления Абдуллахана II прошла в военных походах. Так, он
завоевал и присоединил к своему государству Балх в 1574 году, Самарканд в 1578
году, Ташкент и Фергану в 1583 году, Бадахшан в 1584 году, Хорезм в 1595 году.
Позже территория его государства расширилась на юге от Герата до Мешхеда, на
севере — от Аральского моря и Каспия до Иссык-Куля. Таким образом, весь
Мавераннахр, Хорезм и Хорасан объединился под властью единого правителя. К
концу XVI века Бухарское ханство превратилось в централизованное государство.
Итак, в XVI веке в истории узбекской государственности большая роль
принадлежала династии Шейбанидов. При одном из ярких представителей династии
Абдуллахане II узбекская государственность достигла высшего уровня своего
развития.