В ХVIII-ХIХ веках в Кокандском ханстве было создано много исторических трудов.
Историк этого периода Абдулкарим Фазли Намангани по приказу
Умархана написал и завершил месневи «Шахнома» (1822), который является
историческим трудом, состоящим из 5000 бейтов (двустиший). В тезкире
(антологии) «Мажмуаи шоирон» также нашли свое отражение его социальные взгляды.
Служивший во дворце хана в должности казиаскара Мирза Каландар Мушриф
Исфаранги по совету Умархана написал историческое произведение «Шохномаи
Умархон».
Самым видным историком периода правления Умархана был Мухаммад Хакимхан-тура
ибн Саид Масумхан (1802-1870). По материнской линии он являлся внуком
кокандского хана Нарбутабека. В период правления Мухаммада Алихана был вынужден
жить в изгнании, путешествовал по России, странам Востока. В конце жизни жил в
Шахрисабзе, здесь же написал свой труд «Мунтахаб ут-таворих» (Избранные
истории). Этот труд является важным источником по истории Бухарского эмирата и
Кокандского ханства. В нем собраны ценные сведения о социально-политической и
культурной жизни народов Средней Азии.
Еще одним крупным летописцем периода правления Умархана является Мулла Нияз
Мухаммад Хуканди (1802-1872). Он занимал военные должности и в 70-годы XIX
века написал труд "Тарихи Шохрухи". В этом сочинении ученый дает точную оценку
политической обстановке своего времени и социальному положению народа. Здесь
описываются события, произошедшие до 1872 года, свидетелем которых был сам
автор.
Еще одно историческое сочинение, где описываются исторические события за период
со времени правления Умархана и до 1872 года, называется "Тарихи жахоннумойи".
Его автором является Джунаид Мулла Аваз Мухаммад Мулла Рузимухаммад
(конец XVIII — начало XIX века).
Сочинение ташкентского ученого-историка Мухаммада Салиха "Тарихи жадидаи
Ташкент" ("Новая история Ташкента") является важным источником при изучении
истории Узбекистана. В нем с научной точки зрения описывается история
Туркестана ХV-ХIХ веков, в частности история Ташкента, история Кокандского
ханства.
Еще один историк Мулла Али кори Кундузи (1786- 1858) написал сочинение
"Таворихи манзума". В этом сочинении описывается история 1822—1848 годов.
Поэтесса-просветительница и ученый-историк Дильшод Барно оставила
исторические произведения "Тарихи мухосара" (История блокады), "Сабот ул-башар
маа тарихи мухожирон" (Настойчивость человека и история эмигрантов).