Начиная с XVIII века начинает формироваться и развиваться каракалпакская
письменная литература. В XVIII — первой половине XIX века жил и творил ряд
каракалпакских литераторов, их имена известны и сегодня.
Один из них Джиен Джиров (1730-1784). Он прославился как бахши и
в то же время писал стихи. В своих произведениях «Эй, джигиты, джигиты», «До
свидания, друзья», «В сердце моем раны», «Отдай верблюда!» он критиковал
несправедливость, существовавшую в обществе. Джиен Джиров также был мастером
юмористических и сатирических стихов.
Каракалпаки — свободолюбивый народ. Поэтому они вели постоянную освободительную
борьбу за независимость. Известно, что в битве против казахского хана Абулхайра
каракалпаки потерпели поражение. В результате этого поражения они подверглись
репрессиям. В частности, присырдарьинские каракалпаки покинули свои обжитые
места. Часть из них уехала в сторону Ташкента (на берега Чирчика), другая часть
через Кызылкумы ушла в Хорезм (на южные берега Аральского моря). Свидетель этих
переселений Джиен Джиров написал поэму «Народ скиталец», в которой отразилась
одна из тяжелых страниц истории каракалпаков. Он талантливо исполнял дастаны
«Алпамыш», «Кирк киз», «Кублон», «Курбонбек».
Еще один известный представитель каракалпакской литературы — Кунходжа
Ибрагим (1799-1880). Вся его жизнь прошла в нужде. Широко известны были
в народе его стихи «Пастухи», «Косильщики», «Белые камыши». В них поэт отразил
тяжелую жизнь каракалпакского народа под игом хивинского хана. В стихах «Вместе
с народом», «Байский сын», «Мой ребенок» он раскрывал лживую сущность
правителей, а в произведениях «Не забуду» и «Ты верблюд» высмеивает хивинского
хана.