У каракалпаков богатое устное народное творчество. Свидетельством тому служит 20-томное издание каракалпакского фольклора. Рядом с аксакалами,
предводителями всегда были сказители.
Каракалпакский фольклорный герой — Амирбеклахки. В его анекдотах высмеиваются
человеческие недостатки, несправедливость в обществе. Он разоблачает
неблаговидные дела тех, кто у власти: казиев, духовенства и воспевает храбрость,
справедливость. Его анекдоты очень лаконичны, остры, быстро достигают цели.
Издревле известны героические поэмы каракалпаков. В поэмах «Кирк киз» («Кырк кыз»),
«Алпамыш», «Кублан», «Мастпашша», «Эдыгей» («Едиге») воспевается богатая история
каракалпаков. Например, если в дастане «Эдыгей» описываются события, связанные
с деятельностью Амира Темура и Тохтамыша, то в дастане «Кирк киз» находит свое
художественное воплощение борьба каракалпаков против калмыков в XVIII веке,
борьба хорезмского народа против иранского шаха Надиршаха.
В каракалпакских народных песнях воспеваются народные предводители и герои
Мамай-батыр, Эсангельдымахрам, Ойдустбий (Айдос бий), Эрназарбий (Ерназар бий).
Казахский ученый-просветитель Чокан Валиханов сказал: «Каракалпаки — первые
поэты и певцы пустыни, за ними следуют киргизы и туркмены».
В каракалпакской литературе
особое место занимает поэма «Кирк киз», повествующая в художественной форме об
исторических событиях XVII—XVIII веков. Это произведение является героическим
эпосом каракалпакского народа. Поэма записана в 1939-1940 годах со слов
известного сказителя-певца Курбанбая-бахши, сына Таджибая. В произведении
преобладают идеи патриотизма и гуманизма. Главная героиня произведения Гулойим
со своими сорока подругами и любимым человеком Арсланом собралась защищать
родину от нападений иранского шаха Надиршаха. Гулойим освобождает Хорезм и
образует государство, объединяющее представителей каракалпакского,
туркменского, узбекского и казахского народов. В образах Алтынай, Утбосган,
Арслана, Сарвиноз, которые боролись в одном строю с Гулойим, нашли отражение
идеи храбрости, патриотизма, гуманизма и ненависти к врагам.