Книгопечатание в Туркестанском крае имело свои отличительные особенности.
Здесь основная масса печатной литературы издавалась литографским способом.
Литография, отличавшаяся простотой производства и не требовавшая больших
материальных затрат, получила широкое распространение на Востоке. Текст,
написанный на специальной бумаге, переносился на камень, с которого можно было
получать оттиски текстов с помощью литографского станка.
Первая литография была открыта в 1874 г. в Хиве и просуществовала до 1910 г.
Здесь было издано 40 наименований книг, среди которых произведения узбекской и
восточной литературы.
В 80-х годах XIX в. начали возникать частные коммерческие литографии. В
основном, в них печатались учебники и другая литература, необходимая в медресе и
мактабах. Типографии, создаваемые царской администрацией, находились только в
Ташкенте и использовались в военных и политических целях.
В 1868 г. в Ташкенте была открыта первая типография, а с открытием более
мощной типографии в 1870 г, стала издаваться газета и на узбекском языке —
“Туркистон вилоятининг газетаси” (“Туркестанская краевая газета”), сначала как
приложение к “Туркестанским ведомостям”, а с 1883 г. стала выходить
самостоятельно. В ней печатались информация по проблемам школьного образования,
научные сообщения и многое другое. Как приложение к газете издавались также
брошюры научного и бытового содержания, которые рассылались подписчикам
бесплатно. Тираж газеты составлял 500—600 экземпляров. Выходила она на
староузбекском языке.
Уникальным собранием фотографий второй половины XIX — начала XX в. в является
“Туркестанский альбом”. Он состоит из 13 книг. Содержит многочисленные
фотографии о материальной и духовной жизни народов, их культуре, жизни и быте.
Составитель Л. Кун. В 1875 г. эта работа получила высшую награду на Парижской
всемирной выставке.
Первая печатная книга на узбекском языке, вышедшая в Ташкенте в 1871 г., —
“Календарь”, который содержал множество советов. Его составителем был Ш.
Ибрагимов.
Начали создавать свои печатные органы для пропаганды своих взглядов и идей и
джадиды. До 1917 г. ими издавалось 23 журналов и газет. Самым влиятельным из
журналов был “Самарканд” (с 1913 г.) под редакцией М.Бехбуди, а также “Садои Туркистон” (“Голос Туркестана”), издававшийся в Ташкенте Убайдуллой Ходжой и Ассадуллой Ходжа-оглы. Большой популярностью у читателей пользовались газеты
“Бухорои Шариф” (“Почтенная Бухара”) (с 1912 г.), под редакцией А. Мирбеделя
и “Эль байроги” (“Знамя отечества”), которую издавал в Коканде Ашур Али Захири.
Идеи джадидов наиболее ярко выражались в журнале “Нажот” (“Освобождение”),
который издавал в Ташкенте Мунаввар Кары.
В периодической печати джадиды выдвигали самые различные требования, осуждали
пороки и злоупотребления общества. Пресса джадидов выступала также против войны,
социальной и моральной деградации, осуждала лень и бездеятельность, эгоизм и
раскол в обществе, отсутствие единства, отсталость. Путем реформ джадиды
готовили духовный и культурный подъем в обществе, выступали за демократические
преобразования в стране.