Изобразительное искусство Туркестанского края конца XIX — начала XX вв.
особенно ярко было представлено творчеством миниатюристов Самарканда, Коканда,
Бухары.
В начале XX в. в традиционные настенные росписи проникают новые, не
допускавшиеся ранее изобразительные сюжеты — пейзажи с плывущими пароходами,
железными дорогами и фигурками животных. Наметился переход к новому
изобразительному искусству, которое нарушало вековые традиции, так как
религиозный культ предписывал изображать только орнамент и отдельные символы.
Мастерство художников в прикладном искусстве выразилось в орнаментации
гончарных изделий, выделке одежды, разработке узоров тканей, предметов домашнего
обихода. Их изделия отличались хорошим вкусом, изяществом, тонкостью рисунка.
Центром декоративно-прикладного искусства была Бухара. Здесь народные мастера
сумели не только сохранить, но и развить вековые традиции бухарского искусства.
Любое произведение бухарских мастеров имело свою специфику и отличалось от
изделий других городов и областей Туркестана. Основное внимание они уделяли
сочетанию цвета и узора. Белый цвет означал пожелание счастья и успеха, красный
— радость и здоровье, голубой — потомка пророка (сейида). Символика цветов и
узоров господствовала в ювелирных украшениях, одежде, подборе драгоценных
камней.