Во второй половине XIX и начале XX вв. в узбекском музыкальном искусстве были
широко распространены традиционные народные формы: терма, кошук, лапар, ялла,
ашула.
Кошук, ялла и лапар — песни бытового характера, исполнялись в сопровождении
шуточных танцев и игр. Терма — речитативная мелодия, часто исполнялась
народными сказителями — бахши или шоирами. Ашула —
лирическая песня с протяжной мелодией и стихами, созданными народом и поэтами
Востока.
Особое место в музыкальном искусстве конца XIX — начала XX вв. занимали
дастаны — “Гор-оглы”, “Алпомыш”, “Кунтуг-мыш”.
Нотная письменность не использовалась, а музыканты учились у прославленных
мастеров.
Классические образцы музыкального искусства представляли макомы и
шашмакомы, широко распространенные на Востоке. Это крупные
вокально-инструментальные произведения, в основе которых лежат классические
стихи восточных поэтов.
Музыкальные инструменты отличались большим разнообразием: струнно-смычковые (гиджак,
кобуз, сато), струнно-щипковые (домбра, дутар, танбур, рубаб),
струнно-ударные (чанг), духовые флейтовые (най, сурнай),
мундштучные духовые (карнай), ударные мембранные (дойра, нагора,
чиндаул).
В музыкальной культуре Туркестанского края того периода были широко развиты
как сольное исполнение, так и в составе ансамбля. Громко звучащие карнай, нагора
и дойра сопровождали традиционные праздники, свадебные торжества, зрелищные
представления; инструменты более мягкого звучания — сурнай, дутар, гиджак —
предназначались для камерного или концертного исполнения.