Литература в Туркестанском крае существовала в традиционной для Востока форме
— поэзии. В поэзии сформировалось прогрессивное направление, которое сочетало в
себе традиции узбекской лирики, идущие от А. Навои, и идеи новой эпохи. Поэты
отражали в своем творчестве самые актуальные проблемы, живо откликаясь на боль
народа. Среди них выделялись Мукими, Фуркат, Завки, Анбар-атын, Аваз
Отар-оглы, Ахмад Дониш и др. Правдивость и искренность сделали их истинно
народными поэтами. Мукими писал:
Пусть меч грозит, все ж буду лишь правду говорить.
Речам правдивым и прямым кто сможет возразить?
За свои свободолюбивые стихи такие поэты, как Анбар-атын и Завки, поплатились
жизнью.
Завки (Убайдулда Салих-оглы) (1853—1921 гг.) - узбекский поэт. Родился
и жил в Коканде. Писал сатирические стихи, в которых высмеивал действия царской
администрации, правителей и духовенства.
Анбар-атын (Анбарниса) (1870-1915 гг.) - узбекская поэтесса. Жила в
Коканде. Писала о бесправном положении женщины в обществе и семье. Призывала к
борьбе за свободу и равноправие женщин.
Короткая жизнь Анбар-атын сложилась трагически. Ее стихи, разоблачавшие весь
ужас существующих обычаев, навлекли на нее гнев хана и беков: она была избита и
паралич обеих ног навсегда приковал ее к постели. Но дух поэтессы не был сломлен
и она продолжала создавать произведения, полные надежд на светлое будущее.
Литературное наследие поэтессы включает в себя лирические стихи и трактат "Философия
черных”. Анбар-атын резко осуждали местные власти, угнетавшие простых
тружеников. Она мечтала о развитии дружеских связей узбеков с русским народом, о
содружестве двух народов и созидании нового. Поэтесса, верная идеям
просветительства, стремилась оценивать события общественной жизни с точки зрения
их полезности простому народу. Она писала о равенстве людей, о священных для нее
чувствах — любви к ближнему, любви к родине:
Человек должен разуму внимать,
Родину лелеять, как вторую мать.
Закирджан Халмухамедов, писавший под поэтическим псевдонимом Фуркат
(1858—1909 гг.), родился в Коканде в семье торговца-ремесленника. Учился в
мактабе, затем в медресе. Тяжелое материальное положение семьи вынудило
17-летнего Закирджана оставить занятия в медресе. Он служил приказчиком и
одновременно занимался творчеством.
Ненависть к деспотизму и тирании, мечты об экономическом и культурном
развитии родной страны, горячее желание помочь своему народу встать на путь
культуры и прогресса — вот что волновало Фурката. И это выливалось в пламенные
строки. Они выражали думы и чаяния трудящихся - их недовольство существующим
общественно-политическим строем, протест против насилия и бесправия, их
стремление к свободе. Фуркат видел путь к избавлению от невежества в обучении
детей в школах, созданных по типу русских учебных заведений, в знакомстве с
русской, а через нее — с мировой культурой.
В мае 1889 г. Фуркат переехал в Ташкент и поселился в медресе Кукельдаш. В
Ташкенте поэт прожил два года. Этот период был самым плодотворным в творчестве
Фурката. Здесь перед поэтом открылась возможность полнее приобщиться к русской
культуре. В таких произведениях, как “Гимназия”, “О науке”, “О
театре”, “О музыкальном собрании”, “О назначении поэта и
возвышенности поэзии”, “О выставке”, “Рояль”, “Суворов”
и др., Фуркат выступает страстным поборником просвещения, технического
прогресса.
В мае 1891 г. Фуркат отправился из Ташкента в Самарканд. Оттуда он выехал за
границу. Поэт побывал в Турции, Греции, Болгарии, Египте. Весной 1892 г. Фуркат
едет в Аравию, живет некоторое время в Мекке. Осенью того же года Фуркат
прибывает в Бомбей, совершает путешествие по Индии. В марте 1893 г. поэт
направляется в Кашмир, затем в Кашгар. Позже он переезжает в Синьцзянскую
провинцию Китая, где выбирает своим местожительством город Яркент. В какой бы
стране ни побывал Фуркат, какие бы земли ни прошел, везде он видел бесправную,
нищенскую жизнь народа: индийский, афганский, кашгарский народы подвергались
гнету местных феодалов и английских капиталистов. Он пишет острые статьи,
направленные против колониального гнета, особенно против агрессивной политики
английских и царских властей, осуждая их поступки, прославляя борьбу трудового
народа против угнетателей. Фуркат до конца жизни утверждал идею дружбы народов.
Путешествуя по дальним странам, поэт не забывал родины. Тоскуя по своей земле,
он писал:
От мук страданий не могу избавиться никак,
Печалюсь на чужбине я, влечет к родным местам.
Свои последние годы Фуркат прожил в Яркенте.
Лирика узбекских поэтов сохранилась в многочисленных песнях, переложенных на
музыку.