Народный театр был одним из самых любимых видов древнего искусства в
Узбекистане. Он был разнообразным и богатым по форме: народные острословы,
кукольные театры, маскарабозы (шутники) и др. Репертуар этих театров состоял
главным образом из сатирических пьес, в которых высмеивались баи, муллы, беки
или изображались злободневные события. Пьесы распространялись только в устной
форме и, как правило, представляли собой экспромт. Народный театр был тесно
связан с жизнью, а сами артисты были популярны и любимы народом.
На формирование узбекского драматического театра большое влияние оказали
гастроли в Самарканде и Ташкенте в 1910 г. труппы великой актрисы
В.Ф.Комиссаржевской. Они показали, какую огромную роль играет драматический
театр в пропаганде новых идей. Не менее важную роль сыграли гастроли в
Туркестане татарских и азербайджанских театральных коллективов, проходившие в
1910—1912 гг. Музыкальные пьесы У. Гаджибекова “Гёр-оглы”, ‘ Лайли ва Межнун” и
“Аршин мал алан” дали огромный импульс развитию местного театра.
Первая узбекская любительская труппа в Туркестане была создана в 1913 г. в
Самарканде под руководством М.Бехбуди. В развитии узбекского
национального театра большую роль сыграли крупный просветитель Абдулла Авлони
и видный деятель джадидского движения Хамза Хаким-заде Ниязи. Он автор
многих сборников стихов, организовал одну из первых театральных студий. В 1911
г. в Маргилане под его руководством был организован любительский театр и первым
спектаклем была пьеса “Отравленная жизнь”. Эта пьеса сыграла важную роль в
формировании узбекского театра. Хамза Хаким-заде Ниязи был убит толпой
религиозных фанатиков в кишлаке Шахимардан в Ферганской области.
В начале 1914 г. в Ташкенте Абдулла Авлони создает театр, который был назван
"Туркистон”, а первой пьесой, поставленной им, была пьеса М. Бехбуди ”Падаркуш”.
Эта драма неоднократно ставилась на сцене. В 1915 г. театр с огромным успехом
гастролировал по городам Туркестанского края.
В театрах ставились спектакли, поднимавшие большие социальные и нравственные
проблемы, разоблачавшие несправедливость, зло, угнетение и вызывавшие возмущение
и протест у зрителей.
Другая пьеса, написанная И. Кудратулло, — "Той” (“Свадьба”) —
критиковала старые обычаи и традиции, которые становились причиной трагедий. В
пьесе отец семейства устраивает расточительное пиршество, поддерживая одну из
семейных традиций. Денег оказалось недостаточно и ему пришлось занимать деньги в
долг. Вскоре несостоятельного должника отправляют в тюрьму.
Абдулла Кадыри в пьесе "Джуванмарг” (“Ранняя смерть”) осуждал
неравноправное положение женщин в семье. В пьесе "Бахтсиз куёв”
(“Несчастный жених”) и Хамза в пьесе "Захарли хаёт” (“Отравленная жизнь”)
критиковали многоженство, брак по расчету, деспотизм мужей. Авторы с болью
говорили о загубленных жизнях женщин.
Чтобы не вызывать нареканий цензуры, джадиды в своих пьесах не ставили
политических проблем и заостряли внимание на нравственном воспитании народа.
Реалистический показ страданий угнетенного народа заключал в себе огромную
эмоциональную силу. Джадиды вскрывали недостатки общества и искали пути их
решения.