Изменения в меньшей степени коснулись архитектуры Хивы. В конце XIX в. по
указу Мухаммада Рахимхана II продолжалось усовершенствование основной святыни
Хивы — мавзолея Пахлавана Махмуда. Большие работы были проведены и в Куня-Арке,
где последние хивинские ханы проводили зимние месяцы, вновь сделав его своей
резиденцией. Куня-Арк украсили колонами, имеющими изящный силуэт и великолепную
резьбу. В Хиве продолжалось строительство монументальных культовых построек.
Зажиточные горожане и землевладельцы строили медресе и мечети. Все эти
сооружения сохраняли черты старой архитектуры и отличались от средневековых
построек только меньшими размерами.
И все же, даже в Хиве, крепко державшейся за старые традиции, появлялись
новые направления в архитектуре и строительстве. Среди ханского окружения были
люди, понимавшие важность внедрения новых видов строительных материалов и стилей
в архитектуре. Таким видным реформатором был ханский родственник Ислам-ходжа,
с именем которого связано строительство школ джадидов, больниц, почтовых контор,
аптек. Рядом с местными мастерами стали работать и приглашенные
архитекторы-европейцы из Петроалександровска, Ташкента и даже из Москвы.
В традиционной хивинской архитектуре появляются новые формы и конструктивные
приемы. Они особенно заметны в постройках начала XX в., возведенных за пределами
Ичан-Калы. Это, в первую очередь, дворец Нуруллабая, построенный в Дышан-кале.
Строили его частями, начиная с 1906 г. сначала Мухаммад Рахимхан II для своего
наследника, затем до 1912 г. продолжил строительство Асфандиярхан. Это
сооружение становится летней резиденцией хивинских ханов. Влияние европейской
архитектуры проявилось в том, что стали устанавливать деревянные полы и
лестницы, однако местные мотивы в украшении сооружения все-таки преобладали.
Отделку выполняли мастера кирпичной кладки Курьяз Бабабджанов и
Худайберген Хаджи, мастера резьбы и росписи по дереву — Бабаджан
Каляндаров, Ота Шахов и Исмаил Абдиниязов, мастера резьбы по
ганчу — Нурмат и Рузмет Машариповы, рисунки подготовил
Садыкходжа Маткаримов.
Большое впечатление производит и вторая загородная резиденция хана. По южной
стороне, вдоль обеих частей дворца, располагались большие помещения, стены
которых были украшены, как и во дворце Нуруллабая. Новинкой для Хивы явилось
применение алебастровых отливок.