После завоевания Туркестанского края перед российскими властями встала задача
создания такой системы обучения, где могли 6ы получать образование дети русских
поселенцев и решались проблемы распространения русской культуры среди местного
населения. Кроме того, царские власти стремились подготовить местное
чиновничество для службы в колониальной администрации и на российских
коммерческих предприятиях. Предполагалась организация учебных заведений со
светской программой обучения коренного населения. С 1886 г. в Туркестанском крае
начали создавать русско-туземные школы, в которых готовили кадры для
службы в коммерческих отделениях и на предприятиях. Русско-туземные школы
действовали на территории Туркестанского генерал-губернаторства в таких городах
как Фергана, Ташкент и Самарканд.
Эти школы большого распространения так и не получили. В 1906 г. в них
обучалось всего 3 тыс. учеников.
В 1896 г. в Ташкенте было открыто первое реальное училище. В отличие от
классической гимназии, где обучали древним языкам (латынь, древнегреческий и
др.), в реальном училище изучали современные европейские языки и предметы
естественно-научного цикла.
В целях реформирования системы образования, джадиды начали создавать
собственные национальные школы, обучение в которых было основано на новых
методах. Эти школы должны были стать средством защиты национальной культуры,
ислама, традиций и обычаев. Они стали называться “новометодными”
(“джадид”).
В них преподавалась история народа, создавались новые светские учебники по
математике, естествознанию, географии и родному языку. Особое значение джадиды
придавали изучению истории. Джадиды начали преподавать ее более правдиво и
беспристрастно, связывая историю тюркских народов с Туркестанским краем. Они
проповедовали идею единой родины. Первые школы джадидов были открыты в Бухаре,
Ташкенте, Коканде, Андижане и Хиве. Их идеи становились общенациональными и
способствовали формированию духовной общности народа.
Через содержание своих учебников джадиды воспитывали в учениках чувство
ответственности перед Родиной и призывали трудиться для ее процветания. Обучение
в новометодных школах прошли многие видные ученые и писатели, художники и
артисты, которые сыграли выдающуюся роль в формировании национальной культуры.
Среди них были писатели и поэты Хамза Хаким-заде (1889—1929 гг.),
Абдурахим Гайрати (1905—1976гг.), Гафур Гулям (1903—1966 гг.),
Атакузи Уйгун (1905—1990 гг.), Муса Айбек (1905—1968 гг.) и др.
В новометодных школах формировалась новая просвещенная интеллигенция.
Выпускники джадидских школ Абдурауф Фитрат, Садриддин Айни, Абдулла Авлони,
Муминжан Мухаммаджан-оглы, Файзулла Ходжаев, Бату и другие самоотверженно
работали в системе просвещения.