Наиболее распространенным типом школ были обычные мактабы. Программа
мактабов была несложной. Сначала изучали буквы арабской азбуки. Потом
последовательно заучивали наизусть: “Хафтьяк”, который содержал избранные
части из Корана, посвященные основным положениям ислама; “Чоркитоб” (“Четверокнижие”),
в котором описывались мусульманские обряды; “Суфи Аллаёр”, составленный в
стихотворной форме на узбекском языке и представлявший собой мусульманское
“житие святых” с рассказами о жизни святых и пророков; “Ходжа Хафиз” —
стихи персидского поэта Хафиза, посвященные различным сторонам религиозной
жизни. В заключение сверх программы заучивали еще несколько религиозных книг.
Обучение в мактабах занимало 5—6 лет.
Кроме мактабов, существовали медресе, которые являлись следующей ступенью
после мактабов. В них готовили чиновников для государственной службы, служителей
культа — богословов и знатоков мусульманского права — шариата. Обучение здесь
длилось до 10 лет. В некоторых медресе преподавался элементарный курс
математики. Окончившие медресе молодые люди должны были уметь толковать самые
сложные положения Корана.
Были и специальные школы — корихона, где готовили чтецов Корана —
кори.
Для девочек существовали школы, в которых они, после обучения, получали
звание отын-биби — грамотных женщин. Они изучали Коран и традиционные
обряды, обучались нормам и правилам поведения в семье, изучали одоб —
нормы приличия.