Революция 1905—1907 гг. усилила политическую активность населения
Туркестанского края. Никакие репрессии уже не могли остановить
национально-освободительное движение. Выступления населения края против
колониальной администрации наносили удары по тылам царского самодержавия,
которому приходилось держать здесь крупные военные силы для сохранения своего
господства.
Так, только за период с 1911 по 1914 г. в Туркестанском крае, как пишется в
донесениях администрации генерал-губернаторства, “было зарегистрировано 1136
нападений повстанческих крестьянских отрядов на колониальную администрацию, баев
и купцов”.
Февральская революция 1917 г. в России также оказала большое влияние на
развитие национально-освободительного движения. В этот период джадиды создали
свою первую партию — “Шурои Исломия" (Исламский совет), и их деятельность
приобретает политический характер. В Бухаре возникла партия младобухарцев,
которая добивалась от эмира Алимхана умеренных реформ. В Хорезме была создана
партия младохивинцев, основной целью которой было реформирование управления
страной.
В начале марта 1917 г. джадиды создали в Ташкенте новую организацию, которая
должна была объединить все национально-освободительные силы региона и выработать
общую программу. Она была названа “Турк одами марказий фиркаси”, т.е.
Национальный совет мусульманского центра. В учредительном съезде приняли участие
350 делегатов, среди которых были представители других национальностей:
азербайджанцы, татары, туркмены, башкиры.
На съезде развернулись жаркие дискуссии по проблеме статуса будущего
государства. Все делегаты согласились, что будущее государство должно называться
Туркестан, куда должны войти Бухара, Хива, Казахстан и Туркестанское
генерал-губернаторство. Но мнения разделились, когда речь зашла о его статусе.
Ташкентские джадиды выступали за независимый и суверенный Туркестан, тогда как
самаркандские делегаты предлагали остаться на автономных началах в составе
будущей федерации.
Джадиды использовали богатое идейное наследие предыдущих поколений и
продолжили лучшие традиции прогрессивной общественности Туркестанского края.
Просветительские идеи джадидов родственны идеям французских и английских
просветителей, выступавших против абсолютизма, за политическую свободу и
гражданские права.
Таким образом, главная заслуга джадидов заключается в том, что они заложили
основы идеи национальной независимости, показали воспитательное значение
истории, возродили пришедшие в забвение героические страницы истории
Туркестанского края. Их заслуга также в том, что они разработали возможный
вариант мирного решения назревших социально-экономических задач, показали
наиболее эффективные методы преобразования существующего строя через просвещение
народа, овладение знаниями и претворение их в жизнь.