Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Влияние революций в России на движение джадидов
 

Революция 1905—1907 гг. усилила политическую активность населения Туркестанского края. Никакие репрессии уже не могли остановить национально-освободительное движение. Выступления населения края против колониальной администрации наносили удары по тылам царского самодержавия, которому приходилось держать здесь крупные военные силы для сохранения своего господства.

Так, только за период с 1911 по 1914 г. в Туркестанском крае, как пишется в донесениях администрации генерал-губернаторства, “было зарегистрировано 1136 нападений повстанческих крестьянских отрядов на колониальную администрацию, баев и купцов”.

Февральская революция 1917 г. в России также оказала большое влияние на развитие национально-освободительного движения. В этот период джадиды создали свою первую партию — “Шурои Исломия" (Исламский совет), и их деятельность приобретает политический характер. В Бухаре возникла партия младобухарцев, которая добивалась от эмира Алимхана умеренных реформ. В Хорезме была создана партия младохивинцев, основной целью которой было реформирование управления страной.

В начале марта 1917 г. джадиды создали в Ташкенте новую организацию, которая должна была объединить все национально-освободительные силы региона и выработать общую программу. Она была названа “Турк одами марказий фиркаси”, т.е. Национальный совет мусульманского центра. В учредительном съезде приняли участие 350 делегатов, среди которых были представители других национальностей: азербайджанцы, татары, туркмены, башкиры.

На съезде развернулись жаркие дискуссии по проблеме статуса будущего государства. Все делегаты согласились, что будущее государство должно называться Туркестан, куда должны войти Бухара, Хива, Казахстан и Туркестанское генерал-губернаторство. Но мнения разделились, когда речь зашла о его статусе. Ташкентские джадиды выступали за независимый и суверенный Туркестан, тогда как самаркандские делегаты предлагали остаться на автономных началах в составе будущей федерации.

Джадиды использовали богатое идейное наследие предыдущих поколений и продолжили лучшие традиции прогрессивной общественности Туркестанского края. Просветительские идеи джадидов родственны идеям французских и английских просветителей, выступавших против абсолютизма, за политическую свободу и гражданские права.

Таким образом, главная заслуга джадидов заключается в том, что они заложили основы идеи национальной независимости, показали воспитательное значение истории, возродили пришедшие в забвение героические страницы истории Туркестанского края. Их заслуга также в том, что они разработали возможный вариант мирного решения назревших социально-экономических задач, показали наиболее эффективные методы преобразования существующего строя через просвещение народа, овладение знаниями и претворение их в жизнь.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru