Джадиды формировали национальную идею, которая могла открыть для народов
Средней Азии альтернативный путь к созданию нового государства с собственной
социальной, политической и экономической основой. Они были великими
продолжателями вековых традиций гуманизма, свободолюбия и справедливости,
утвердившихся в общественной мысли узбекского народа.
Прославленный философ Абу Наср аль-Фараби (умер в 950 г.) утверждал, что
справедливость является главной чертой характера правителя государства. “Он
должен, — писал Фараби, — от природы любить справедливость и быть
справедливым к людям, ненавидеть угнетение и несправедливость и тех, кто это
совершает, настоятельно побуждать народ жить по справедливости и проявлять
сочувствие к тем, кто был оскорблен несправедливостью”. Благодаря трудам
философов, писателей, поэтов, общественных деятелей идеал справедливости стал
прочной национальной ценностью в сознании узбекского народа.
Эта традиция нашла отражение в программе джадидов, которая сводилась к трем
главным принципам — хуррият, муссават, адолат (свобода, равенство,
справедливость).
Если справедливость была традиционно утвердившейся идеей в общественном и
национальном сознании народа, то свобода и равенство были выдвинуты уже самими
джадидами. Под свободой подразумевалось создание свободного и суверенного
государства на всей территории Средней Азии. Равенство было общим понятием,
связанным с традиционными представлениями, широко распространенными в обществе,
где равенство казалось вполне достижимым.
Джадиды видели Туркестанский край свободным и независимым государством, в
котором частная собственность находится под защитой государства и охраняется
законом, где уважительно относятся к любой религии, обеспечивают свободу и права
всем жителям страны. Они хотели, чтобы Туркестанский край стал передовым
государством на уровне высокоразвитых государств Европы и Азии.