Джадиды понимали, что все их призывы и лозунги не будут восприняты, если не
станут достоянием народа и не изменят сознание людей. Для пропаганды своих
взглядов и идей они нашли самый эффективный выход — создание национального
театра. В 1911-1913 гг. в различных городах Туркестанского края созданные ими
театры стали мощными массовыми средствами пропаганды их идеологии. В условиях
низкого уровня грамотности населения игра актеров позволила довести идеологию
джадидов до сознания народа. Чтобы обойти строгую цензуру колониальной
администрации и бдительного ока духовенства, они использовали специфический язык
суфиев, которые славились мастерством применения многозначительности узбекского
языка.
Первую и самую популярную пьесу написал лидер движения М.Бехбуди. В
его пьесе “Падаркуш” (“Отцеубийца”) убедительно раскрывалось негативное
воздействие стремления к обогащению любым путем, показывалось разрушительное
влияние чуждой культуры на отношения между детьми и родителями. В пьесах
джадидов с нескрываемой болью говорилось о несчастных загубленных жизнях,
нарушениях естественных прав женщин и детей.
В театрах джадидов с 1911 по 1917 гг. было поставлено около 25 пьес, которые
стали популярными по всему Туркестанскому краю. Вход на спектакли был бесплатным
и их посещало большое количество народа, для многих из которых театр стал первым
очагом культуры и первой политической школой. Джадиды стали великими
воспитателями и просветителями узбекского народа.