Большую роль в развитии движения джадидов в Средней Азии сыграл общественный
и политический деятель Исмаил Гаспринский (1851—1914). Широко
образованный, эрудированный, хорошо знавший восточные языки и восточную
литературу, он стремился к модернизации мусульманских стран Азии, повышению
культурного уровня населения, к снятию запретов, мешавших их дальнейшему
экономическому и культурному развитию. Он посетил Бухару и встретился с эмиром,
предложив ему открыть ряд школ, используя новый метод преподавания, где наряду с
исламом преподавались бы и светские науки — география, история, математика.
Однако эмир не поддержал идею И.Гаспринского.
Вскоре джадидизм превращается в широкое реформистское движение на всей
территории Средней Азии. Вначале он развивался как культурно-просветительское
движение и его главной целью было просветительство, как один из путей поднятия
культурного уровня народа.
Просветительство являлось идейным течением XVIII—XIX вв., основанным на
убеждении, что подлинными причинами человеческих бедствий является невежество,
бескультурье и религиозный фанатизм. Видными философами-просветителями Европы
были Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо (Франция), а также Д.Локк, Д.Коллинз
(Англия) и др. Просветители выступали за свободу и гражданские права человека.
Общее, что объединяло джадидов была открытая поддержка и защита просвещения,
свободы, совершенствование норм нравственности и морали, борьба за
цивилизованные формы жизни, стремление к улучшению жизни народа.
Джадиды Средней Азии были продолжателями богатого идейного наследия
прогрессивных среднеазиатских деятелей науки и культуры, таких как А.Навои,
Бедиль и Машраб. Так, главную силу прогрессивного движения страны Ахмад Дониш
видел в просвещении народа. Он подвергал критике правление эмира Бухары,
праздную жизнь богатых слоев и высшего духовенства. “Каждый человек, —
говорил А Дониш, — должен трудиться и жить на средства, полученные от
собственного труда”. Он призывал учиться и овладевать знаниями.
Джадиды хорошо понимали, что мало просветить народ, повысить его культуру, но
необходимо также, чтобы он обрел веру в свои силы, свои возможности.
Просветительская деятельность джадидов все больше выходит за рамки чистого
просвещения и вступает на путь активной борьбы против угнетения и унижения
человеческого достоинства. Они начинают выступать за демократические
преобразования и становятся зачинателями либерально-демократического движения в
стране.
Основной причиной экономического и культурного регресса они считали
колониальное угнетение и непросвещенность народа, которому не дает возможности
развиваться существующий режим. Многие из последователей джадидов посещали
зарубежные страны и могли сравнивать уровень образования, культуры и науки. Их
главной мечтой стало распространение достижений мировой цивилизации в
Туркестанском крае в области образования, науки и культуры.
Однако для джадидов неблагоприятные стечения исторических событий не дали
возможности возглавить борьбу против царизма либерально-демократическим путем.