Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Просветительские идеи и джадиды
 

Большую роль в развитии движения джадидов в Средней Азии сыграл общественный и политический деятель Исмаил Гаспринский (1851—1914). Широко образованный, эрудированный, хорошо знавший восточные языки и восточную литературу, он стремился к модернизации мусульманских стран Азии, повышению культурного уровня населения, к снятию запретов, мешавших их дальнейшему экономическому и культурному развитию. Он посетил Бухару и встретился с эмиром, предложив ему открыть ряд школ, используя новый метод преподавания, где наряду с исламом преподавались бы и светские науки — география, история, математика. Однако эмир не поддержал идею И.Гаспринского.

Вскоре джадидизм превращается в широкое реформистское движение на всей территории Средней Азии. Вначале он развивался как культурно-просветительское движение и его главной целью было просветительство, как один из путей поднятия культурного уровня народа.

Просветительство являлось идейным течением XVIII—XIX вв., основанным на убеждении, что подлинными причинами человеческих бедствий является невежество, бескультурье и религиозный фанатизм. Видными философами-просветителями Европы были Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо (Франция), а также Д.Локк, Д.Коллинз (Англия) и др. Просветители выступали за свободу и гражданские права человека.

Общее, что объединяло джадидов была открытая поддержка и защита просвещения, свободы, совершенствование норм нравственности и морали, борьба за цивилизованные формы жизни, стремление к улучшению жизни народа.

Джадиды Средней Азии были продолжателями богатого идейного наследия прогрессивных среднеазиатских деятелей науки и культуры, таких как А.Навои, Бедиль и Машраб. Так, главную силу прогрессивного движения страны Ахмад Дониш видел в просвещении народа. Он подвергал критике правление эмира Бухары, праздную жизнь богатых слоев и высшего духовенства. “Каждый человек, — говорил А Дониш, — должен трудиться и жить на средства, полученные от собственного труда”. Он призывал учиться и овладевать знаниями.

Джадиды хорошо понимали, что мало просветить народ, повысить его культуру, но необходимо также, чтобы он обрел веру в свои силы, свои возможности. Просветительская деятельность джадидов все больше выходит за рамки чистого просвещения и вступает на путь активной борьбы против угнетения и унижения человеческого достоинства. Они начинают выступать за демократические преобразования и становятся зачинателями либерально-демократического движения в стране.

Основной причиной экономического и культурного регресса они считали колониальное угнетение и непросвещенность народа, которому не дает возможности развиваться существующий режим. Многие из последователей джадидов посещали зарубежные страны и могли сравнивать уровень образования, культуры и науки. Их главной мечтой стало распространение достижений мировой цивилизации в Туркестанском крае в области образования, науки и культуры.

Однако для джадидов неблагоприятные стечения исторических событий не дали возможности возглавить борьбу против царизма либерально-демократическим путем.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru