Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Литература в Хивинском ханстве конца ХIХ - начала ХХ вв.
 

В истории Средней Азии Хорезм играл роль одного из самых важных центров культуры. В свое время практически все золотоордынские ханы учились в Хорезме, сюда приезжали со всего исламского мира ученые и богословы для участия в дискуссиях. Кунград и Хива были очагами узбекской культуры. Начиная со времени создания эпоса “Алпомыш”, здесь происходил процесс развития и обогащения узбекского языка, национальных идей и национальной культуры. В искусстве, литературе и поэзии господствовали свободолюбивые и демократические принципы. Несмотря на ханский гнет, эти принципы сохранялись и при хивинских ханах. Литература была близка к широким народным массам и свои идеи, мотивы, формы, образы черпала из народной жизни. Каждое дехканское восстание, сотрясавшее Хивинское ханство, находило отклик в хорезмской литературе как боль и сострадание.

Писатели и поэты-демократы пользовались общенародной славой и любовью. Наиболее выдающимися из них были Палваннияз Мухаммад (1825—1899 гг.), Атаджан Абдалов (1855—1927 гг.), Ахмаджан Табиби (1869—1911 гг.), Баяни (1870—1925 гг.), Чакар (1872—1952 гг.). Они осуждали алчность хивинского двора и его чиновников и выступали в защиту просвещения. В 1908 г. при дворе хана была образована литография, что открыло поэтам путь к широким публикациям. В 1908 г. поэт Табиби составил антологию хивинской поэзии, куда вошли стихи многих поэтов.

По силе духовности, патриотизма и освободительных идей ведущее место среди поэтов занимает Аваз Отар-оглы (1884—1919 гг.). Он глубоко вскрывал пороки Хивинского ханства. В стихотворении “Народ” он призывал тружеников выступить за свои права. За свое свободомыслие и гуманизм он был наказан 200 ударами плетью и объявлен сумасшедшим. Но наказание не сломило его мятежного духа. Он продолжает писать стихи. В произведении “Уламоларга” поэт выражает надежду, что в мире восторжествует правда. Незадолго до своей смерти в стихотворении “Хуррият” (“Свобода”) он призывает народ к восстанию.

Демократическое направление в поэзии формировалось в острой борьбе с официальным направлением поэтов, воспевавших величие и справедливость ханов.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru