Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Наука и просвещение в Бухарском эмирате в конце ХIХ - начале ХХ вв.
 

В Бухаре в ХIХ в. было несколько сотен мечетей, построенных в традициях древней домусульманской и мусульманской архитектуры. Они были одно-двухэтажными и с верхними галереями. В городе было около 170 больших и малых медресе, в которых получали мусульманское образование и преподавали до 10 тыс. преподавателей, подразделявшихся на категории: муллобачи (начинающие преподаватели), мударрисы (опытные преподаватели), имамы (высшие духовные служители) и улемы — ученые-законоведы, которые имели право выносить заключение (фетву) на любые действия правителя страны.

Бухара считалась центром просвещения всей Средней Азии. Сюда приезжали учиться теологическим наукам студенты из Хивы, Коканда, Самарканда, Казани, Оренбурга и других городов мусульманского мира. Самарканд потерял свое былое значение как центр науки и культуры. Мечети и медресе здесь приходили в упадок. Учебные заведения были двух типов: начальная школа — мактаб и высшая — медресе.

В мактабах, находившихся обычно при мечетях, учителями были имамы. Здесь обучали читать Коран. В специальных школах — корихона — ученики заучивали наизусть Коран и получали звание кори - чтец Корана.

За время обучения в медресе изучали арабскую грамоту и письменность, толкования Корана и к середине XIX в. в списках студентов медресе Бухары числилось от 9 до 10 тыс. человек. Медресе и мечети в экономическом отношении были независимыми, они имели огромные вакуфные владения, доходы от которых доходили до 5 млн таньга. Часть из них шла на оплату труда преподавателей и стипендии студентам. Контролировал эти расходы один из мударрисов. Преподаватели, которые выдерживали ежегодный экзамен в медресе, получали особую пожизненную денежную стипендию — дахъяк.

Несмотря на тяжелое экономическое положение населения, Бухара оставалась центром знаний и искусств. В Бухаре жил и творил выдающийся узбекский поэт и мыслитель Ахмад Дониш (1827—1897 гг.) — писатель, философ, просветитель. Он родился в г. Карши и жил в Бухаре. В 1857 г. с посольством эмира Бухары Насруллы побывал в Москве и Петербурге. Путешествовал по городам России. Ахмад Дониш был выразителем прогрессивных идей того времени. Его произведения были направлены против устоявшихся порядков. Ахмад Дониш был одной из значительных личностей Средней Азии этого периода. Он был разносторонне талантливым человеком — врачом, поэтом, музыкантом, художником, астрономом, ученым и каллиграфом. Ахмад Дониш является основоположником просветительского движения. Как историк, он ясно видел неразрешимые социальные вопросы своего времени и активно вмешивался в политические дела страны. В своих произведениях “Рисола” (“Трактат”) и “Краткая история мангытских эмиров Бухары” он подвергает острой и беспощадной сатире историю правления мангытских эмиров Бухары. Целый ряд важных данных, содержащихся в его работах, по-новому освещают многие исторические события. А.Дониш выступает против неограниченной власти монарха, предлагая создать государственный совет. В «Трактате» главное внимание уделено событиям времени правления эмира Музаффара (1860—1885 гг.) и началу правления эмира Абдуллахана (1885— 1910 гг.), т.е. событиям, которые разворачивались на глазах самого автора и свидетелем которых он был. Большое место уделено военному наступлению царизма на Среднюю Азию, завоеванию Джизака и Самарканда. Ахмад Дониш смело выступал с новыми политическими убеждениями, ломая старые традиции официальной истории, и заложил основы нового прогрессивного направления в общественной мысли своего времени. Главную силу прогрессивного движения страны Ахмад Дониш видел в просвещении народа. Он подвергал критике правление бухарского эмира, праздную жизнь богатых слоев и высшего духовенства. Каждый человек, говорил А. Дониш, должен трудиться и жить на средства, полученные от собственного труда. Он призывал учиться и овладевать знаниями.

Таким образом, в Бухаре во второй половине XIX — начале XX вв. сформировалась особая культурная жизнь, которая имела прогрессивное демократическое направление. Сохранялись и творчески развивались национальные традиции, созданные многими поколениями талантливых мастеров.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru