Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Литература Каракалпакии второй половины XIX — начала XX вв.
 

В конце XIX в. появляются первые письменные произведения каракалпаков. Широко известными становятся имена каракалпаков Кунходжи (1799—1880 гг.), Отеша Алшинбая (1788—1875 гг.), Ажинияза Косынбай-улы (1824—1878 гг.) и др. Они были образованными людьми и тесно связывали себя с народом. Так, Кунходжа посвятил свое творчество простым жителям аулов, их повседневному труду и быту. Он порицал несправедливые порядки.

Великий поэт каракалпаков Бердах (1827—1900 гг.) родился в Приаралье и происходил из рода конграт. Учился в аульном мактабе, а затем в медресе Каракум-ишана в Хиве. Стихи начал писать в 20 лет и полвека слагал песню за песней. Его талант раскрылся прежде всего в искреннем стремлении писать о народе и для народа. Одно из его стихотворений так и озаглавлено — “Для народа"':

Бердах, да будет звучен голос твой,
Ищи слова, о жизни песню пой.
Будь чист и пред людьми, и пред собой,
Насколько хватит сил — служи народу.

Ряд его поэм посвящен истории каракалпакского народа. Поэма “Ерназар-бий” описывает восстание 1856 г. Огромной силой воздействия отличается его поэма “Ахмак-падша ”, в которой сильны бунтарские, обличительные мотивы.

Освободительные идеи и бунтарские призывы Бердаха и его последователей являлись отражением растущей борьбы каракалпакского народа против царского гнета. Они проявлялись в различных формах — от стихийных выступлений против несправедливости местных властей, отказа подчинения местным властям, отказа выполнять трудовые повинности и платить налоги и до активных массовых выступлений. В конце XIX в. всю правобережную Амударью потрясло народное восстание под руководством Баба Гоклан Отыз-оглы. Народ называл его Гоклан-батыр. Восстание с перерывами продолжалось более 10 лет. Дважды его арестовывали и отправляли в ссылку и дважды он бежал. И каждый раз, добившись свободы, он вновь поднимал восстание. Его отряды внезапно появлялись в военных лагерях и вступали в сражения с регулярными войсками. Гоклан погиб в 1891 г. в одном из боев с царскими войсками под Петроалександровском. Баба Гоклан стал символом непокорности и мятежного духа каракалпакского народа.

В начале XX в. демократические традиции каракалпакской литературы продолжило новое поколение поэтов — Омар, Кулымбет, Сарыбай, Кулмурат, Садык и др.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru