Каракалпакский народ, многие века кочевавший с места на место в поисках
лучшей жизни, не имел возможности сохранить памятники материальной культуры.
Свидетельства высокого уровня народного творчества каракалпаков сохранились в
виде затейливых орнаментов на кошмах, создаваемых руками каракалпакских женщин,
музыкальных напевов, произведений устного народного творчества, передаваемых из
поколения в поколение.
Талант народа проявился в богатом устном поэтическом творчестве, которое
представлено большим количеством жанров. Из них особо выделялся жанр аталар
сози (наставления отцов), представленный пословицами, поговорками,
частушками, песнями-напутствиями.
Среди народа были популярными эпические жанры каракалпакского фольклора. Они
были представлены песнями о батырах (героях), в которых зачастую воспевались
фантастические подвиги мифических батыров, которые боролись за счастье и
благополучие народа. Наиболее популярными были дастаны, среди которых выделялся
эпос “Кырк кыз” (“Сорок девушек”), отражавший самоотверженную борьбу
каракалпаков за свободу и независимость. В дастане говорится о том, что Гулаим,
дочь властителя крепости Аллаяра, получила в дар от отца плодородную местность
Миуели. Здесь для Гулаим и ее сорока подруг построили крепость с медными стенами
и чугунными воротами. Враги напали на крепость и убили отца Гулаим. Земли
Аллаяра разорены, многие из жителей уведены в плен. Гулаим и ее подруги вступили
в борьбу с врагом, освободили из плена каракалпаков и возвратили свободу родной
земле. В этом Гулаим помогал ее возлюбленный хорезмский батыр Арслан. Основная
идея дастана — высокое чувство патриотизма и самоотверженная любовь к Родине и
своему народу. Дастан “Кырк кыз” считается одной из сокровищниц мировой поэзии.