По данным 1871—1872 гг., большинство рядовых членов рода не имели скота, а
богатые владели до 1 тыс. голов крупного и до 1,5 тыс. мелкого рогатого скота.
Обедневшие и разорившиеся дехкане попадали в зависимость к своим сородичам и
соседям. Под видом помощи богатые члены общины давали бедным родственникам землю
на условиях испольщины — жармши или же принимали их на работу на условиях
егиншерик, когда работник за ничтожную плату выполнял, кроме
сельскохозяйственных работ, еще работу по дому. Самой беспощадной эксплуатации
подвергались дехкане, оставшиеся без земли и скота. Богатые скотоводы и
землевладельцы заставляли их отрабатывать за пользование рабочим скотом и
землей.
Каракалпаки делились на племена и роды — уруги, а также племенные
объединения — арысь. Самым крупным среди племенных объединений был
он-торт-уруг (четырнадцать родов), вторым по численности — арысь-конграт,
который объединял два племени — шуллук и жоунгур.
Роды (уруги) делились на аульные общины, где землепользование тоже было
общинным. Уруги несли ответственность за проведение и сохранность оросительных
каналов. Скот находился в частной собственности, но клеймили его родовой
тамгой (клеймом) и пасли скот на общинных пастбищах. Расселялись каракалпаки
по родам — жители каждого аула принадлежали к одному роду.
Управление каракалпакскими племенами находилось в руках биев, т.е.
предводителей племен и аксакалов, старшин аула. Ханы утверждали биев в должности
и выдавали им ярлык (эль) на управление племенем.
В функции бия входили судебные дела, осуществление наказания, распределение
между сородичами собранных денежных налогов и натуральных повинностей.
Отдельные бии пользовались большим влиянием на ханов, а некоторым разрешалось
держать при себе вооруженные отряды. Но за это они должны были беспрекословно
подчиняться всем требованиям ханов. Происходило сращивание верхушки каракалпаков
с правящей прослойкой ханства.
Для удобства управления каракалпаками хивинский хан Рахим Бахадурхан
сформировал каракалпакский улус, куда вошли все каракалпакские аулы и
общины. Все функции по управлению улусом были сосредоточены в руках хана. Роды и
племена были сгруппированы в более крупные объединения, для управления которыми
назначались высшие чиновники ханского двора — аталыки и беглярбеки.
Для управления отдельными областями хан назначал хакимов, которые обычно
были его близкими родственниками.
Особым покровительством хивинских ханов пользовались духовенство и главы
дервишских орденов — ишаны. Судьи были под контролем духовенства.
Существовали два вида судов — суд казиев, судивших по шариату, и суд биев,
судивших по адату (обычаю). И в том, и в другом случае решение суда
целиком зависело от судьи. Ходжи, т.е. представители родов, в которых кто-нибудь
из родственников посетил Мекку, и ишаны были крупными землевладельцами или
скотоводами.