Российская империя тормозила развитие производительных сил страны. Так,
царский чиновник граф Пален писал: “Россия владеет Туркестаном уже 40 лет, но не видно, чтобы этот край, богатейший по своим естественным, природным условиям, являющийся
хлопковой житницей России, был оживлен промышленным капиталом. По-прежнему
промышленность и торговля находятся еще в зачаточном состоянии”.
Крупными городами Туркестанского края были Ташкент, Самарканд, Коканд, Наманган,
Андижан, Джизак, Ходжент, Казалинск, Чимкент и др. Возникают и военные городки,
в которых вначале заселяются военные, чиновники и торговцы из России. Такими
городами стали Казалинск, Петроалександровск, Скобелев, Черняевка и др.
За счет переселенцев из России в начале XX в. в Туркестанском крае увеличивалась
численность городского населения. Население Ташкента в 1910 г. составляло 201
тыс., Коканда — 113 тыс., Самарканда — 89 тыс. человек. Приезжее население селилось отдельными кварталами. В новых кварталах были построены прямые широкие улицы с аккуратными
парками и садами, проведен водопровод.
В 1909 г. была построена первая электростанция и через три года весь Ташкент
освещался электричеством. С 1913 г. появляются трамваи на электрической тяге.
Протяженность линии трамвая составляла 23 км. В городе все указы, распоряжения и
инструкции издавались на русском языке и город становился русскоязычным.
Местному населению здесь трудно было ужиться и оно искало себе место для
проживания в старых кварталах города.