В компетенцию судей-казиев Туркестанского края входило рассмотрение уголовных
и гражданских дел, размер иска по которым не превышал 100 рублей. Иски на более
крупные суммы рассматривались съездами казиев и биев или, как их еще называли,
съездами “народных” судей. Они являлись судами второй инстанции, решавшими
уголовные и гражданские дела, размер иска по которым не превышал 1000 рублей.
В то же время они являлись апелляционной инстанцией в случае принятия
неправомерных решений “народными” судьями, т.е. судом первой инстанции. Кроме
того, существовали суды третьей инстанции — чрезвычайные съезды “народных”
судей, которые разрешали спорные дела, возникавшие между жителями различных
областей и районов.
Главной нормой мусульманского частного права считался шариат. Законоведы
должны были отыскивать в Коране такие положения, которые можно было применить в
том или ином конкретном случае. Ссылаясь на это положение они писали заключение
— ривоят, которым судья руководствовался в своих решениях.
Число судей и их канцелярий — казыхона — определялось в городах в
зависимости от численности их жителей. В Ташкенте казиев было четыре, по одному
на каждый квартал — даха, в Самарканде — два, в сельских районах один казий
избирался на волость. Как правило, должность казия или бия мог занимать любой
дееспособный мусульманин с незапятнанной репутацией и обладающий достаточным
знанием шариата.
Обычно на должность казия избирали человека, отличавшегося своим
благочестием, мудростью, объективностью и честностью. Казии должны были быть
беспристрастными перед обращающимися к ним сторонами и не принимать от них ни
денег, ни подарков, ни услуг. Для богатого человека, избранного на должность
казия, было достойнее исполнять обязанности, отказываясь от содержания.
Известны были также казии, которые зарабатывали себе на жизнь трудом или
занимались мелкой торговлей и отказывались от государственного содержания, чтобы
сохранить независимость не только от конфликтующих сторон, но и от властей.
Для европейского населения в Туркестанском крае действовали временные
военно-судебные комиссии, которые при рассмотрении дел руководствовались “Сводом
военных постановлений”. Им были подсудны дела об убийствах должностных лиц,
грабежах, разбоях, особо тяжких преступлениях, совершенных русским населением,
тяжбы между русским и местным населением. Они также рассматривали дела “по
проступкам против власти” и “против порядка и спокойствия”, т.е. дела
политического содержания.
На областном и краевом уровне судебными функциями были наделены судебные
отделы канцелярии генерал-губернатора и областных правлений. На
генерал-губернатора возлагались прокурорские функции, он обладал также правами
верховного судьи и ему было предоставлено право делать выговоры и замечания
судьям всей судебной системы края. Он был и верховным судьей, и главным
прокурором в одном лице и вершил суд в соответствии со своими личными
пристрастиями.