Каждое колониальное государство создавало для защиты своих интересов
собственные судебные органы, чтобы придать своим действиям и политике правовую
основу. Судебные органы имели еще другую важную задачу — они должны были связать
правовыми нормами зависимое государство с метрополией и этим заставить его жить
по правилам колониальной державы, которые постепенно вытеснили бы традиционные
правовые отношения. К примеру, Англия ввела в Индии английскую систему
юриспруденции. Крупнейшие индийские юристы и адвокаты проходили английскую школу
юриспруденции, обучались в крупнейших университетах Англии, зачастую связывая
себя навсегда с английской системой колониального управления.
Россия пошла по другому пути. “Положение” 1867 г. ввело в действие в
Туркестанском крае своеобразную систему судопроизводства. Она сохраняла
следующие ступени: суды казиев, или “народные” суды, уездные суды, временные
военно-судебные комиссии, судебные отделы областных правлений и судебный отдел
Канцелярии.
Важнейшим элементом общественно-государственного устройства было наличие в
них шариатских судов или судов казиев. С точки зрения светского права эти суды
не являлись строго судебными учреждениями: у них не было органов следствия,
прокуратуры и адвокатуры. Назначение, смещение и число казиев (судей) в той или
иной местности зависело от воли хана, эмира или бека. Глава государства из числа
наиболее ученых лиц назначал верховного судью - кази-каляна, который
являлся начальником по отношению ко всем другим судьям. Однако он не вмешивался
в дела подчиненных. Решения судей считались окончательными, апелляция не
предусматривалась. Лишь при затруднении казий мог представлять дела на
усмотрение кази-каляна. Последний, как правило, выносил дело на рассмотрение
ученых-богословов. Казии не имели строго определенных участков; каждый истец
имел право обращаться к тому судье, которому доверял. Судебный процесс был
состязательным, публичным и гласным. Перед началом заседания судья предлагал
сторонам договориться, в случае отказа выслушивал заявления сторон, показания
свидетелей под присягой и потом выносил решение, которое немедленно приводилось
в исполнение местной властью. Жалования от государства казии не получали, а жили
на денежные сборы с тех, кто к ним обращался.
Таким образом, Россия признала законность судов казиев, традиционных для
мусульманских стран, которые судили на основе мусульманского права - фикха,
семейного права — адата и частного права — шариата. Это был
эффективный тактический шаг, который уберег царскую администрацию от многих
конфликтов, предоставив разрешать их местным судьям, пользовавшимся доверием
царской администрации. К помощи казиев и биев обращалось большинство населения
Туркестанского края.