У правительства Российской империи во второй половине XIX в. не было
определенной, четко разработанной аграрной политики в Средней Азии, время от
времени появлялись “положения” и “указы” о мелких переменах в землепользовании,
второстепенных земельных отношениях, но до 1886 г. царизм не предпринимал
планомерных действий, которые могли бы изменить аграрные отношения,
господствовавшие в стране.
На Востоке аграрный вопрос был главным вопросом, не столько экономическим и
социальным, сколько политическим: принадлежность земли, формы собственности
определяли внутреннюю и внешнюю политику государств. Но у царского режима были
собственные мотивы ускорения реформы земельного устройства в своей новой
колонии.
В 1886 г. издано “Положение о Туркестанском крае”, в котором был особый
раздел, называвшийся “Поземельное устройство Туркестанского края”,
полностью менявший аграрные отношения в крае. Земли Туркестанского края
объявлялись государственными, следовательно, они становились собственностью
России. Леса и недра также объявлялись государственной собственностью, а
пользование ими определялось общими законами империи. Местное население лишалось
исторических прав на свою собственную землю.
В кочевых районах Средней Азии это положение создавало предпосылки для
дальнейшего использования земель этих районов в целях колонизации, создания
переселенческого фонда и вытеснения местного населения.
Статьи “Положения”, касающиеся мульковых
и вакуфных земель, выражали намерения
российского государства полностью уничтожить класс землевладельческой знати,
высшего и среднего духовенства, являвшихся главными политическими соперниками
российской власти в Туркестанском крае. Крупное землевладение было аннулировано,
земля была закреплена за теми, в чьих руках она фактически находилась. Теперь
новые владельцы вместо прежней платы за пользование землей должны были платить в
государственную казну общий государственный налог.
Мечети и медресе могли получать лишь часть государственного налога, а
остальная часть поступала в казну. Учреждение новых вакуфов допускалось лишь с
согласия генерал-губернатора, но без освобождения их от государственных податей
и повинностей. Земли, составлявшие частные вакуфы, т.е. находящиеся не в
распоряжении мечети, а у частных лиц, облагались государственными налогами, как
и амляковые земли.
Положение содержало еще одну статью, пошатнувшую вековые устои мусульманского
права. Передавая областным правлениям наблюдение за правильностью использования
вакуфных доходов, признавалась полная передача их в распоряжение царских
властей.
Доходы, получаемые с вакуфного имущества, шли на ремонт зданий мечетей,
содержание мактабов и медресе, совершение обрядов, на обстановку мечетей,
покупку ковров, духовных книг, приглашение ученых-теологов и многое другое. В
результате перехода вакуфов в распоряжение областного российского начальства
многие мечети перестали ремонтировать. Здания мечетей и мактабов приходили в
запустение, обрушивалась кровля, проваливались сгнившие полы. Культовые здания,
являвшиеся гордостью и украшением среднеазиатских городов, представляли собой
унылый и убогий вид.