Цель Российской империи в Средней Азии заключалась в создании такой
административной и политической системы, которая превратила бы как Туркестанский
край, так и другие государства во внутреннюю колонию Российской империи. Это
означало утверждение российского военного господства, всеобщего контроля над
экономической и политической жизнью края.
Одной из особенностей этой системы была полная изоляция Туркестанского края
от внешнего мира, прекращение их самостоятельных экономических, культурных и
политических связей путем создания новых границ Российской империи.
По договору с Англией в 1869-1872 гг. была установлена граница по р. Пяндж,
которая разделила таджикский народ на две части. С завоеванием Туркмении
М.Скобелевым в 1881 г. была установлена существующая до сих пор граница с
Ираном. В том же году после подавления царскими войсками восстания в Илийском
крае (Киргизия) Александр II и император Китая подписали договор, сформировавший
нынешнюю границу между государствами Средней Азии и Китаем.
Еще одной особенностью колониальной системы Российской империи было создание
в регионе русских поселений путем переселения крестьян, бежавших из центральной
России от голода и безземелья. Но еще важнее была политика создания русских
поселений в городах.
В Ташкенте во второй половине XIX в. выросла численность населения за счет
прибывшего населения из России. Большей частью это были отставные солдаты,
чиновники государственного аппарата, офицеры царских войск, высланные на
поселение разжалованные военные чины.
Река Анхор разделяла город на две части. В старогородской части жило местное
население, а в новогородской проживало русское население. Каждая часть жила
собственной экономической и духовной жизнью, мало общаясь друг с другом.
Созданная модель колониализма предусматривала ведение всего делопроизводства
на русском языке. Все объявления, приказы выходили на русском языке, а местному
населению их суть разъясняли местные чиновники. Внутренние правила на
производстве также составлялись на русском языке. Это приводило к сохранению
низкой грамотности местного населения. Местное население могло работать лишь на
вспомогательных работах, а прослойка рабочих, технической интеллигенции
пополнялась за счет найма из России.