С начала XIX в. постепенно восстанавливаются многие города среднеазиатских
государств, пришедшие в упадок в результате междоусобных войн. Продолжается
строительство и в Хивинском ханстве. До наших дней сохранились такие дворцовые
здания, как медресе Аллакулихана, дворец Рахманкул-инака, незаконченная
постройка огромного минарета, который, по замыслу зодчих, должен был стать самым
высоким минаретом Средней Азии. В это время было построено медресе Мухаммада
Аминхана, вошедшее в комплекс Ичан-калы. В 1871 г. напротив ворот Арка было
возведено медресе Мухаммада Рахимхана II.
Главной особенностью строений Коканда этого периода является изысканная
красота и яркость, контрастность цветных изразцов, применяемых при украшении
зданий. Особенно это присуще дворцу Худоярхана, интересным образцом
архитектуры XIX в. Дворец начали строить в 1863 г.и завершили в 1870 г. В нем
было более 100 комнат. Сохранилось и имя архитектора — усто Мир Убайдулла.
В 1862 г. было завершено строительство медресе и мечети Хазрата Калон Сахиба,
в 1870 г.- медресе Хаким ойим, а в 1872 г.— медресе Султана Мурадбека,
названного в честь сына Худоярхана. Было завершено строительство медресе
Джами в Андижане (1874-1977 гг.).
В Бухаре архитектурные формы зданий, построенных в этот период, повторяли уже
существующие строения. В архитектуре в качестве узора продолжали использовать
различные стили письменности: куфический сулс, риво, райхани,
насх и насталик. Друг от друга они отличались формой узора и
размером написания отдельных знаков, слов или словосочетаний.
При строительстве жилья преобладали постройки из пахсы (смесь глины с
рубленой соломой) или сырцового кирпича. Жженый кирпич применялся при
строительстве монументальных зданий.
Среди жилых домов легко отличить постройки этого периода, зная особенности их
строительства и декоративных украшений.
Так, для ферганских домов характерны раздвижные стены и ставни на окнах,
декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, яркие потолочные росписи. Для
самаркандских и бухарских домов — айваны с фигурными колоннами, настенными
росписями с резьбой по ганчу. Хивинские дома имели замкнутый дворик, с
обращенными в него айванами на резных колоннах, украшенных сложными узорами.
Основой домов служил одинарный каркас, а в горных местностях — двойной, для
большей прочности и устойчивости. Внутренность каркаса заполнялась пахсой. Крыши
домов сначала покрывали стволами деревьев, а затем толстым слоем пахсы. Ворота и
двери украшались резьбой со сложными узорами. Помещения отапливались с помощью
сандала (углубление в полу с жаровней) или очага с дымоходом. Пол был
кирпичный или деревянный, покрытый циновками или паласами.
Внутри комнаты мебели почти не было. Встраивались ниши для постельных
принадлежностей, домашней посуды и других повседневных вещей. Одежда хранилась в
сундуках.
Духовная культура, обычаи, искусство узбекского народа XIX в. — все это было
родственно с культурами других среднеазиатских народов. В этой культуре глубоко
укоренились гуманистические и демократические традиции, заложенные великими
учеными, просветителями, государственными деятелями узбекской земли, одним из
которых был Алишер Навои.
Общие судьбы стали основой тесной дружбы народов Средней Азии. Тысячи стихов,
песен, рассказов и устных историй воспевали и прославляли подвиги батыров,
вселяли в людей благоговение перед верностью, дружбой и любовью Тахира и Зухры,
Фархада и Ширин, Лейли и Меджнуна.