Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Архитектура Узбекистана во второй половине XIX в.
 

С начала XIX в. постепенно восстанавливаются многие города среднеазиатских государств, пришедшие в упадок в результате междоусобных войн. Продолжается строительство и в Хивинском ханстве. До наших дней сохранились такие дворцовые здания, как медресе Аллакулихана, дворец Рахманкул-инака, незаконченная постройка огромного минарета, который, по замыслу зодчих, должен был стать самым высоким минаретом Средней Азии. В это время было построено медресе Мухаммада Аминхана, вошедшее в комплекс Ичан-калы. В 1871 г. напротив ворот Арка было возведено медресе Мухаммада Рахимхана II.

Главной особенностью строений Коканда этого периода является изысканная красота и яркость, контрастность цветных изразцов, применяемых при украшении зданий. Особенно это присуще дворцу Худоярхана, интересным образцом архитектуры XIX в. Дворец начали строить в 1863 г.и завершили в 1870 г. В нем было более 100 комнат. Сохранилось и имя архитектора — усто Мир Убайдулла. В 1862 г. было завершено строительство медресе и мечети Хазрата Калон Сахиба, в 1870 г.- медресе Хаким ойим, а в 1872 г.— медресе Султана Мурадбека, названного в честь сына Худоярхана. Было завершено строительство медресе Джами в Андижане (1874-1977 гг.).

В Бухаре архитектурные формы зданий, построенных в этот период, повторяли уже существующие строения. В архитектуре в качестве узора продолжали использовать различные стили письменности: куфический сулс, риво, райхани, насх и насталик. Друг от друга они отличались формой узора и размером написания отдельных знаков, слов или словосочетаний.

При строительстве жилья преобладали постройки из пахсы (смесь глины с рубленой соломой) или сырцового кирпича. Жженый кирпич применялся при строительстве монументальных зданий.

Среди жилых домов легко отличить постройки этого периода, зная особенности их строительства и декоративных украшений.

Так, для ферганских домов характерны раздвижные стены и ставни на окнах, декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, яркие потолочные росписи. Для самаркандских и бухарских домов — айваны с фигурными колоннами, настенными росписями с резьбой по ганчу. Хивинские дома имели замкнутый дворик, с обращенными в него айванами на резных колоннах, украшенных сложными узорами.

Основой домов служил одинарный каркас, а в горных местностях — двойной, для большей прочности и устойчивости. Внутренность каркаса заполнялась пахсой. Крыши домов сначала покрывали стволами деревьев, а затем толстым слоем пахсы. Ворота и двери украшались резьбой со сложными узорами. Помещения отапливались с помощью сандала (углубление в полу с жаровней) или очага с дымоходом. Пол был кирпичный или деревянный, покрытый циновками или паласами.

Внутри комнаты мебели почти не было. Встраивались ниши для постельных принадлежностей, домашней посуды и других повседневных вещей. Одежда хранилась в сундуках.

Духовная культура, обычаи, искусство узбекского народа XIX в. — все это было родственно с культурами других среднеазиатских народов. В этой культуре глубоко укоренились гуманистические и демократические традиции, заложенные великими учеными, просветителями, государственными деятелями узбекской земли, одним из которых был Алишер Навои.

Общие судьбы стали основой тесной дружбы народов Средней Азии. Тысячи стихов, песен, рассказов и устных историй воспевали и прославляли подвиги батыров, вселяли в людей благоговение перед верностью, дружбой и любовью Тахира и Зухры, Фархада и Ширин, Лейли и Меджнуна.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru