Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Народное творчество Узбекистана во второй половине XIX в.
 

При всей экономической и политической слабости среднеазиатские государства сыграли важную роль в сохранении и развитии культурных традиций и духовного наследия узбекского народа. Это сплачивало и объединяло население Средней Азии.

Широкое распространение среди узбекского народа получили дастаны — поэмы, прославляющие героев, их подвиги и борьбу за справедливость. В XIX в. было известно до 40 дастанов на узбекском языке, но наиболее популярными были “Алпомыш”, “Гор-Оглы”, “Кунтугмыш”, “Ширин и Шакар”. На празднествах, свадьбах и народных гуляниях народные певцы - бахши распевали любовно-романтические поэмы “Тахир и Зухра”, “Боз-йигит”, в которых прославлялись верная дружба и любовь.

Большое место в устном народном творчестве занимали сказки, в которых в аллегорической форме высмеивались пороки и жадность придворных, разоблачались низость и трусость ханов и баев, прославлялись благородство и трудолюбие народа.

Основным содержанием большинства легенд была тема любви и верность этой любви проносилась через всю жизнь. Легенда о любви Навои и Гули стала идеалом верности. Но в сказках ощущается и социальная тематика, выражавшаяся в форме вечной борьбы добра и зла, в ненависти народа к своим угнетателям, в иронической сатире, в насмешках над неудачливыми беками и хакимами и в проявлениях горячих симпатий к простым людям.

Значительный вклад в развитие узбекской культуры внесли самобытные актеры — кызыкчи, которые сами сочиняли сюжеты и сами же их исполняли. На базарных площадях, во время народных гуляний показывали свое мастерство бродячие цирковые актеры. Они сопровождали свои выступления веселыми песнями и стихами. Например, ежегодно весной, когда цвели тюльпаны (лола), в окрестностях городов и кишлаков собиралось много народа.

Открывались пекарни, чайханы, ларьки со сладостями, где готовились национальные блюда. Перед собравшимся народом выступали певцы — хафизы, рассказчики религиозных легенд — маддахи. а также музыканты, фокусники, канатоходцы, жонглеры, дрессировщики. Артисты кукольных театров разыгрывали короткие комедийные спектакли, состязались аски-ябозы — острословы. Проводились и поэтические состязания — айтышу, в ходе которых участники вели поэтические диалоги рифмованными стихами.

У народов трех государств была во многом общая культура, которая воспроизводила в своем творчестве реальную жизнь.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru