При всей экономической и политической слабости среднеазиатские государства
сыграли важную роль в сохранении и развитии культурных традиций и духовного
наследия узбекского народа. Это сплачивало и объединяло население Средней Азии.
Широкое распространение среди узбекского народа получили дастаны —
поэмы, прославляющие героев, их подвиги и борьбу за справедливость. В XIX в.
было известно до 40 дастанов на узбекском языке, но наиболее популярными были “Алпомыш”,
“Гор-Оглы”, “Кунтугмыш”, “Ширин и Шакар”. На празднествах,
свадьбах и народных гуляниях народные певцы - бахши распевали
любовно-романтические поэмы “Тахир и Зухра”, “Боз-йигит”, в которых
прославлялись верная дружба и любовь.
Большое место в устном народном творчестве занимали сказки, в которых в
аллегорической форме высмеивались пороки и жадность придворных, разоблачались
низость и трусость ханов и баев, прославлялись благородство и трудолюбие народа.
Основным содержанием большинства легенд была тема любви и верность этой любви
проносилась через всю жизнь. Легенда о любви Навои и Гули стала идеалом
верности. Но в сказках ощущается и социальная тематика, выражавшаяся в форме
вечной борьбы добра и зла, в ненависти народа к своим угнетателям, в иронической
сатире, в насмешках над неудачливыми беками и хакимами и в проявлениях горячих
симпатий к простым людям.
Значительный вклад в развитие узбекской культуры внесли самобытные актеры —
кызыкчи, которые сами сочиняли сюжеты и сами же их исполняли. На базарных
площадях, во время народных гуляний показывали свое мастерство бродячие цирковые
актеры. Они сопровождали свои выступления веселыми песнями и стихами. Например,
ежегодно весной, когда цвели тюльпаны (лола), в окрестностях городов и кишлаков
собиралось много народа.
Открывались пекарни, чайханы, ларьки со сладостями, где готовились
национальные блюда. Перед собравшимся народом выступали певцы — хафизы,
рассказчики религиозных легенд — маддахи. а также музыканты, фокусники,
канатоходцы, жонглеры, дрессировщики. Артисты кукольных театров разыгрывали
короткие комедийные спектакли, состязались аски-ябозы — острословы.
Проводились и поэтические состязания — айтышу, в ходе которых участники
вели поэтические диалоги рифмованными стихами.
У народов трех государств была во многом общая культура, которая
воспроизводила в своем творчестве реальную жизнь.